В конце ушедшего года свердловское Управление ГИБДД забило тревогу из-за низкого качества уборки дорог как в области, так и на территории Екатеринбурга. Ведомство грозило органам власти и ответственным предприятиям санкциями, вплоть до перекрытия опасных участков улично-дорожной сети (УДС). Но за прошедшие новогодние праздники ситуация только ухудшилась: дорожные службы не справлялись с последствиями нечастых снегопадов. Об этом говорит как статистика Госавтоинспекции, так и неубранные завалы снега на всей территории Екатеринбурга (включая центр города).
Напомним, с предупреждением об ухудшении ситуации на свердловских трассах ГИБДД выступила еще 28 декабря 2020 года после серии ДТП, произошедших 26-27 декабря. По оценке ведомства, за этот период в регионе произошло 200 аварий, в которых три человека погибли и еще 23 получили травмы различной степени тяжести.
Сопутствующим фактором многочисленных ДТП стало некачественное зимнее содержание дорог. Также с 26 по 27 декабря сотрудники ГИБДД выдали обслуживающим организациям более 150 предписаний на устранение недостатков при уборке улично-дорожной сети. Большая часть претензий была предъявлена к ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог».
«Наиболее сложная обстановка наблюдается сейчас на региональных автодорогах. К сожалению, собственником дорог — ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог» — не принято своевременных мер для устранения последствий снегопада, обрушившегося на регион. Трассы заметены, на дорогах образовался снежный накат, который провоцирует аварийные ситуации и приводит к дорожно-транспортным происшествиям», — сообщала пресс-служба ведомства.
В Екатеринбурге под конец 2020 года ситуация с уборкой улиц и вовсе была признана критической. Городское отделение ГИБДД после проверок с 21 по 27 декабря выдало 85 предписаний дорожным организациям. Вдобавок было оформлено пять административных материалов по статье 12.34 КоАП РФ «Не соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».
Наибольшее количество недочетов по уборке улично-дорожной сети автоинспекторы насчитали в Ленинском и Орджоникидзевском районах города.
«К примеру, в неудовлетворительном состоянии находятся ул. Амундсена, Предельная, Городская, Мостовая, Сахарова, проспект Космонавтов, Фронтовых Бригад, Шефская и другие. На участках, где недостатки не устраняются, руководством Госавтоинспекции будут приниматься более кардинальные меры, вплоть до полного ограничения движения транспортных средств», — отмечали в пресс-службе управления ГИБДД по Свердловской области.
К слову, еще в марте 2020 года администрация Екатеринбурга
признавала Орджоникидзевский район одной из самых проблемных территорий города. В этой связи руководство города
добивалось отставки главы районной администрации Романа Кравченко, но он сумел сохранить и пост, и проблемы своей территории.
Усилия Госавтоинспекции по надзору за зимним содержанием дорог на ситуацию в начале 2021 года не повлияли. Несмотря на умеренные снегопады, и областные, и екатеринбургские дорожные организации за прошедшие новогодние праздники фактически провалили работу по уборке магистралей и улиц.
Так, с 31 декабря 2020 года по 7 января 2021 года ведомство выдало свердловским предприятиям более 319 предписаний о нарушениях. В отношении руководителей организаций было составлено 13 протоколов. К 10 января 2021 года число предписаний достигло 590. За их неисполнение за все время праздников было составлено 18 протоколов в отношении должностных лиц и предприятий.
В Екатеринбурге, по статистике городского ОГИБДД, ситуация была относительно благополучной — за время праздников выдано 48 предписаний (это в два раза меньше по сравнению с предпоследней неделей декабря 2020 года). Также за указанный период было составлено пять протоколов в связи с неисполнением предписаний.
«С начала 2021 года в Екатеринбурге из 22 ДТП с пострадавшими в 13 авариях косвенной причиной явилось неудовлетворительное состояние дороги в части зимнего содержания», — сообщили в пресс-службе городского УМВД.
Однако на протяжении новогодних каникул горожане наблюдали неубранные завалы снега как на обочинах, так и на тротуарах. Эту картину можно было видеть не только на окраинах, но и в центре Екатеринбурга. Единственным плюсом текущего зимнего сезона было отсутствие реагента марки «Бионорд», который дорожные службы в прежние годы активно использовали вне зависимости от количества осадков.
Как правило, в нарушение техрегламента дороги в городе посыпались «Бионордом», снег превращался в рыхлую кашу, в которой вяз автотранспорт. Уборка же получившейся субстанции либо не проводилась вовсе, либо откладывалась на ночное время. В результате весь день городские дороги были парализованы из-за рыхлой массы, которая делала автотранспорт неуправляемым. Как итог, скорость потока падала.
В нынешнем сезоне из-за отсутствия «Бионорда» на дорогах не было обильной грязи. Однако в неубранном снеге автомобили увязали так же, как и в эпоху реагентов. Результат оказался соответствующим — в Екатеринбурге заметно упала скорость передвижения транспорта.
Впрочем, провалы дорожных служб области и уральской столицы в борьбе со снегопадами (вне зависимости от силы осадков) явление не новое. Снег парализовывал Екатеринбург и во времена экс-главы города Аркадия Чернецкого, и в период его преемников, которые безуспешно пытались справиться со стихией.
Свою систему борьбы со снегом пытался выработать последний на сегодняшний день глава Екатеринбурга Александр Высокинский, сложивший полномочия 22 декабря 2020 года. Составлялись рейтинги районов, организовывались дополнительные проверки, проводились массовые увольнения коммунальщиков. За 2018-2020 годы улучшений в качестве уборки снега так и не произошло. Впрочем, хуже тоже не стало.
Столь же безрезультатно пыталась исправить ситуацию Госавтоинспекция. Особенно активно в этой области проявлял себя уже бывший начальник регионального УГИБДД Юрий Демин. В начале 2017 года, также после новогодних праздников, он критиковал все крупные муниципалитеты области за плохую уборку дорог и грозил привлекать глав городов к административной ответственности. Но и это не помогло.
Текущий зимний сезон с начала 2021 года характеризует скорее бездействие властей и коммунальных служб. Государственные и муниципальные органы разных уровней отчитываются о количестве техники, выведенной на уборку, и объемах вывезенного снега. Недочеты остаются без комментариев. В сравнении с концом прошлого года смягчила тон Госавтоинспекция. Свердловское управление ГИБДД, несмотря на массовые нарушения, не грозит никому санкциями, как прежде. В то же время следует отметить, что практически одновременно администрация Екатеринбурга и областное УГИБДД остались без постоянных руководителей. И кто в действительности управляет процессами уборки и контроля зимнего содержания дорог, неизвестно.
Сергей Беляев