Наступление холодов в Екатеринбурге в очередной раз ознаменовалось авариями на муниципальном электротранспорте. Пассажирам остановившихся трамваев и троллейбусов пришлось ждать устранения проблем в промерзающих вагонах или пересаживаться на автобусы и маршрутки. Между тем уже в ближайшее время даже этот выбор для жителей уральской столицы может оказаться недоступным в связи с введением новой транспортной схемы, подразумевающей значительное сокращение числа коммерческих перевозчиков.
По сообщениям синоптиков, сегодня утром в Екатеринбурге температура воздуха опустилась до -25 С. Из-за холодов многие жители города не смогли воспользоваться личными автомобилями, и значимость бесперебойной работы общественного транспорта максимально возросла.
Между тем уже около 08.00 движение трамваев в центре города было остановлено из-за обрыва контактного провода возле перекрестка улиц Ленина и Московской. На восстановление электроснабжения, по словам очевидцев, у ремонтных служб ушел примерно час. Чтобы не замерзнуть на улице или в холодных трамвайных вагонах и успеть на работу, большинство пассажиров вынуждены были сделать пересадку на автотранспорт.
Похожая ситуация возникла вчера на Эльмаше, когда из-за проблем с проводами встали одновременно и трамваи, и троллейбусы. В обоих случаях жители города жаловались, что добраться до места назначения можно только на коммерческих маршрутках: интервал в движении муниципальных автобусов был слишком велик для ожидания на улице в такую погоду.
Отметим, что подобные проблемы возникают в Екатеринбурге ежегодно с наступлением холодов. При этом в ближайшей перспективе они могут обостриться в связи с сокращением коммерческих автобусных маршрутов, которое планируют власти уральской столицы в рамках транспортной реформы.
Напомним, первоначально администрация Екатеринбурга намеревалась запустить транспортную реформу с 1 июля 2017 года. Ее основой являлась новая маршрутная схема движения общественного транспорта. Авторы проекта предлагали в разы сократить количество маршрутов и ввести пересадочную систему. Это позволило бы снизить расходы ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (МОАП) и ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ).
Однако проект вызвал крайне неоднозначную реакцию как у экспертного сообщества, так и у горожан. В частности, широкую поддержку нашло мнение, что необходимо развивать текущую маршрутную систему, а не создавать новую. При этом властям нужно сосредоточиться на повышении конкурентоспособности муниципального транспорта, обновлении его парка, а не на вытеснении частных перевозчиков.
В итоге после массовых протестов горожан сроки запуска маршрутной сети были перенесены на 1 июля 2019 года. Администрация города разбила транспортную реформу на этапы. В настоящее время проект находится на стадии исследования.
Тем не менее основные принципы реформы остаются неизменными. Как
отметил на днях глава Екатеринбурга Александр Высокинский, основой новой маршрутной сети станут трамваи, метро, троллейбусы. Автобусы, в свою очередь, возьмут на себя роль вспомогательных шаттлов, на окраине. При этом затраты на обновление изношенного парка муниципального транспорта лягут в том числе на пассажиров — стоимость проезда предполагают увеличить.
В то же время власти города намерены и дальше вытеснять автомобилистов из центра Екатеринбурга, увеличивая число платных парковок и оттачивая систему взимания штрафов за их неоплату. Также в центре уральской столицы растет число участков улично-дорожной сети, где установлен знак, запрещающий остановку.
Логичным решением проблемы могло бы стать развитие метрополитена, который является муниципальным транспортом и остается комфортным для горожан в любое время года. Однако на сегодняшний день в бюджет города на 2019 год даже не заложили средств для проектирования второй ветки «подземки».
Таким образом, екатеринбуржцам, желающим добраться с окраины города в центр, не остается альтернативы зависимому от проводов, слабоманевренному электротранспорту. При этом нет никаких оснований рассчитывать, что в обозримом будущем он станет работать бесперебойно, особенно в холодное время года. Дальнейшие шаги в этом направлении могут привести не только к снижению уровня комфорта жителей и гостей города, пользующихся общественным транспортом, но и стать причиной возникновения риска для их здоровья. Причем за эти неудобства людям придется заплатить из своего кармана.