Екатеринбургский Уралтрансбанк нарушает нормативы Банка России одиннадцатый месяц подряд. Это ставит под угрозу достигнутые договоренности Уралтрансбанка и регулятора. Как стало известно УрБК, в конце 2017 года организация и ЦБ подписали соглашение о финансовом оздоровлении. Договор предусматривает, что банк сохранит лицензию до 2020 года. Взамен собственники Уралтрансбанка взяли на себя обязательства выполнять нормативы ЦБ и искать инвестора, чтобы спасти бизнес.
В последнее время новостной фон вокруг уральского банка остается негативным. В марте 2018 года международное агентство Fitch Ratings понизило рейтинг Уралтрансбанка с «ССС» до «СС» («вероятен дефолт, но обязательства выполняются») и вывело его из списка Rating Watch Negative («рейтинг под наблюдением с возможностью понижения»).
В сообщении отмечалось, что в январе 2018 года капитальная база банка сократилась из-за потерь, связанных с обесценением активов. Это привело к снижению показателей достаточности базового и основного капитала до 3,3%, а общего капитала — до 6,2%. Все эти показатели оказались ниже минимальных требований, установленных на уровне 4,5%, 6% и 8% соответственно, подчеркивают аналитики. Кроме того, из сообщения Fitch следует, что подтверждение рейтинга устойчивости Уралтрансбанка на уровне «f» отражает значительный дефицит капитала у финансовой организации.
Отметим, что в июне 2017 года Fitch снизило рейтинг Уралтрансбанка с «В-» до «ССС», негативные ожидания были связаны с «нарушением банком регулятивных требований к основному капиталу и существенной неопределенностью относительно его способности вернуться к соблюдению требований, что несло риски регулятивного вмешательства».
Между тем Банк России сообщил, что Уралтрансбанк непрерывно нарушает нормативы регулятора с марта 2017 года.
«В январе 2018 года на протяжении 17 дней организацией не выполнялся норматив достаточности основного капитала (Н1.2), также три дня банком не соблюдались нормативы достаточности собственных средств Н1.0 и Н1.1. Кроме того, в январе кредитная организация допустила снижение норматива достаточности базового капитала (Н1.1) ниже отметки 5,125%. На начало нового месяца значения всех трех нормативов достаточности собственных средств (Н1.0, Н1.1 и Н1.2) находились ниже уровня», — говорится в сообщении.
Финансовые показатели Уралтрансбанка также оставляют желать лучшего. Согласно данным базы «Интерфакс-ЦЭА», чистый убыток финансовой организации в 2017 году составил 295,2 млрд руб. Это самых худший показатель среди банков, зарегистрированных на территории УрФО.
Если 1 января 2017 года Уралтрансбанк занимал 178 место в России по объему активов, то в начале 2018 года он опустился на 199 место.
Добавим, что с мая 2017 года Уралтрансбанк закрыл несколько подразделений в крупных городах. В мае были закрыты операционные офисы в Нижневартовске и Челябинске, а в июне в Екатеринбурге была прекращена работа дополнительного офиса на ул. Уральской, 77.
Директор консалтинговой компании «Калугин Профит Групп» Виталий Калугин не исключает, что банк в скором времени могут продать другому владельцу.
«Насколько я помню, Центробанк дал Уралтрансбанку три года на реструктуризацию. У меня есть надежда, что его собственник сможет за это время как-то поправить ситуацию. Также я не исключаю, что банк могут отдать другому владельцу. Разговоры о продаже Уралтрансбанка ведутся уже лет восемь, если не больше. Есть ощущение, что собственник все-таки продаст этот банк до окончания срока реструктуризации», — сказал Виталий Калугин.
Следует отметить, что основным бенефициаром Уралтрансбанка является бизнесмен Валерий Заводов. Напрямую ему принадлежат 37,78% акций. Однако через своих родственников, а также различные ООО он распоряжается существенно более высокой долей в уставном капитале банка.
Как отмечают эксперты, непрерывные нарушения нормативов ЦБ заметно повышают риск вмешательства регулятора в работу Уралтрансбанка до окончания срока реструктуризации. Кроме того, это осложняет процесс поиска нового инвестора. В связи с этим повышаются риски отзыва лицензии или введения процедуры санации.