На Среднем Урале практически в два раза выросла доля проверок компаний, предоставляющих туристические услуги, в ходе которых специалисты Роспотребнадзора выявили нарушения. В надзорном органе объясняют тенденцию сложившейся на рынке ситуацией с соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Представители туротрасли же считают, что рост выявленных нарушений связан с ужесточением законодательства для сферы с начала 2017 года.
По итогам 2017 года удельный вес проверок свердловских предприятий в сфере оказания туристских услуг с выявленными нарушениями по сравнению с 2016 годом вырос на 46 процентных пунктов (п.п.), до 91%. Отрасль инспекторы Роспотребнадзора отнесли к числу «проблемных» в регионе, наряду с платными образовательными и медицинскими услугами. Эти сферы сейчас считаются в надзорном ведомстве приоритетными.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Ольга Диконская пояснила, что инспекторы ведомства не проводят в сфере туризма плановые проверки, а работают только по поступившим обращениям.
«Плановых проверок в сфере туризма у нас нет. Работаем, когда обращаются граждане. Такая ситуация на рынке туризма сложилась. Как правило, выявленные нарушения связаны с информацией, на которую имеет право потребитель, либо с заключением договоров с условиями, ущемляющими права потребителя. Часто обращаются, когда не возвращают средства за неоказанную услугу, но это уже не административное законодательство, а гражданско-правовое», ― прокомментировала О. Диконская.
Рост числа выявленных нарушений связан не с ухудшением сервиса в отрасли, а с ужесточением законодательства с начала 2017 года, считает исполнительный директор Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев. По его словам, некоторые турагенты не смогли вовремя ознакомиться с поправками и перестроить бизнес.
«С января 2017 года вступили в силу поправки к ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности». Государство пошло путем, который подсказывало и профессиональное сообщество, ― это введение поправок, которые предусматривают дополнительные гарантии для туристов, финансовые в том числе, упрощают и делают более прозрачным турбизнес в целом. К сожалению, далеко не все участники туррынка как-то среагировали на эти изменения. Кто-то ― особенно это касается маленьких компаний, расположенных вдали от областных центров ― вообще не был в курсе. Это идут небольшие нарушения, которых легко было бы избежать, если просто знать, грамотно реагировать и более внимательно относиться к изменениям в законодательстве», ― пояснил он.
Случаи мошенничества в сфере в прошлом году оказались единичными, подчеркивает представитель УАТ. В целом рынок стал более цивилизованным в результате изменений в законодательстве, однако в последнее время наблюдается переход недобросовестных участников рынка в интернет.
«Поведение на туррынке становится более цивилизованным. Если несколько лет назад все пестрило мошенниками, а в торговых комплексах предлагали сомнительные услуги ― якобы розыгрыши, после которых граждане были вынуждены приобретать билеты по стоимости гораздо выше рыночной, то сейчас все это уже, в принципе, в прошлом. Сами механизмы мошенничества видоизменились, но никуда не делись. Сейчас в основном псевдотуроператоры и агентства ушли в интернет. Там их тяжело отследить, сложно поймать. Существуют разные виды: например, двойники сайтов бронирования или сайтов туроператоров ― очень схожие по дизайну. Есть сайты бронирования, которые просто «схлапываются» и исчезают», ― добавил представитель объединения.
При этом уже сейчас туррынок ждет очередной виток ужесточения законодательства ― введение электронных путевок. Это система, которая позволит отслеживать все договоры между туроператорами и агентами, движения средств клиентов компаний. Сейчас ее отрабатывают несколько туроператоров в тестовом режиме. После этого ее планируют сделать обязательной для всех. С высокой долей вероятности изменения произойдут уже с 2019 года. В связи с этим у компаний осталось не так много времени, чтобы перестроиться под очередные поправки.
Валерия Кабанова