Автомастерские Екатеринбурга стали активно демпинговать при участии в тендерах на обслуживание и ремонт транспортных средств бюджетных организаций. Чтобы победить и получить контракт, компании согласны выполнить работу в среднем за половину рыночной стоимости, иногда снижение от начальной цены доходит и до 80%. По словам экспертов, подобная тенденция может объясняться как готовностью компаний снизить процент прибыльности при объемном заказе c четким планированием, так и излишним авантюризмом при отсутствии опыта. В худшем случае демпингующие победители рискуют не только попасть в «черный список» поставщиков, но и столкнуться с необходимостью выплатить неустойку и штрафы.
В последние несколько месяцев владельцы автомастерских Екатеринбурга наблюдают странную тенденцию: тендеры на обслуживание и ремонт транспортных средств в различных бюджетных учреждениях в городе заканчиваются победой участников, которые откровенно демпингуют. В итоге снижение стоимости контрактов от первоначальной может достигнуть 70-80%. Иногда наблюдается разница в несколько раз.
Например, в январе федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» объявило тендер на оказание услуг по ТО, ремонту и сервисному обслуживанию автомобиля филиала организации на Свердловской железной дороге. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 120 тыс. 880 руб. Победителем стала компания, предложившая цену практически в четыре раза ниже ― 33 тыс. 846,4 руб. Контракт уже заключен с данным автосервисом. Это не единственный случай в регионе.
Как правило, в стоимости контрактов на обслуживание и ремонт транспортных средств большую долю занимают затраты на закупку запчастей. При этом организаторы тендера перед объявлением конкурса обычно узнают среднюю рыночную стоимость подобных услуг и выставляют ее в качестве начальной (максимальной). В итоге часто контракты разыгрываются по цене меньше стоимости затрат на запчасти, что делает их исполнение фактически невозможным для поставщика. В то же время компания может постараться как можно сильнее сэкономить на запчастях и использовать контрафактные или б/у детали. Однако подобные действия противоречат условиям конкурсной документации и могут расцениваться как мошенничество.
Готовность компаний получить контракт на выполнение услуг по цене явно ниже рыночной можно объяснить двумя факторами, считает независимый финансовый аналитик Константин Селянин. Во-первых, это четкий расчет экономистов организации.
«Эти компании, которые специализируются на тендерах, берут все-таки за счет объема. То есть они максимально сокращают маржу, но за счет хорошего объема работ тем не менее получают достаточную прибыль. Поэтому здесь следует смотреть, являлась ли ранее компания поставщиком таких услуг в других муниципалитетах или других регионах», ― пояснил он.
Во-вторых, причиной может стать, наоборот, недостаточный опыт участия в тендерах и переоценка своих возможностей.
«Многие компании действительно демпингуют, не сильно просчитывая экономическую составляющую. Я знаю случаи, когда для компаний участие в тендерах и победы в них становились первыми, что называется, победами. В результате они не могли выполнить условия контракта и действительно попадали в «черный список» поставщиков либо просто теряли на этом деньги», ― отметил Константин Селянин.
При этом авантюризм второй группы может принести проблемы не только самим поставщикам, но и заказчику услуги, считает аналитик. В связи с этим довольно рискованно выбирать победителя тендера исключительно по одному критерию ― предложенной цене.
«Что касается самой системы тендеров, конечно же, критерий должен быть не один ― цена, но и качество, возможно. С точки зрения организатора тендера, когда контракт «проваливается» и поставщик не предоставляет услуги, это все равно убытки. Ну включат поставщика в «черны список», ну, может, отсудят какие-то пени, штрафы. Но работы не сделаны, транспорт не обслуживается, не ремонтируется: это привлечет достаточные проблемы. Поэтому здесь хотелось бы пожелать уже на уровне муниципалитетов, области и государства все-таки тоже ответственно относиться к условиям тендеров. Выставлять единственным показателем цену крайне опасно, потому что столкнутся с тем, что компании физически не смогут выполнить условия контракта. Это тоже никому не нужно», ― заключил эксперт.
Отметим, что причиной такого отчаянного демпинга может стать и рост количества автомастерских в Екатеринбурге. По данным администрации города, за 2017 год их число выросло на 22 объекта, до 767 автосервисов на начало 2018 года. При этом большая часть из них (330 объектов) приходится на пункты технического ремонта и обслуживания автомобилей. Судя по всему, это привело к ужесточению конкуренции на рынке автосервиса.
Стоит отметить, что транспортные средства относятся к высокой категории опасности. Некачественный сервис или ремонт могут стать причиной не просто поломки автомобиля, но и ДТП, в котором могут погибнуть люди. Среди тендеров с демпингующими победителями есть и муниципальные контракты на обслуживание школьных автобусов, что вызывает еще большее беспокойство. Фактически сфера автосервиса никак не контролируется ― на деятельность не нужна специальная лицензия, нет в отрасли и саморегулируемой организации. В таких условиях выбор исполнителя исключительно на основе предложенной им цены действительно может оказаться фатальным.