В январе-марте 2017 года индекс производства обрабатывающих предприятий Екатеринбурга сократился на 7,9% (в среднем по Свердловской области показатель вырос на 1,1%). Объем отгрузки в этом секторе снизился сразу на 14,4%. Как отмечают эксперты, негативная динамика может быть обусловлена целым комплексом макроэкономических факторов: от «эффекта низкой базы» до структурной перестройки экономики Екатеринбурга. Не секрет, что в последние 15 лет доля промышленного сектора в городе стремительно снижается.
По данным департамента экономики администрации Екатеринбурга, на городских предприятиях, выпускающих машины и оборудование, в январе-марте 2017 года отгрузка продукции составила 93,9% к уровню соответствующего периода 2016 года (индекс производства составил 88,4%). В частности, было отмечено сокращение объемов выпуска офисного оборудования в 3,3 раза, автопогрузчиков, тягачей, используемых на платформах железнодорожных станций — в 2,4 раза, экскаваторов — в 1,5 раза.
Объем отгрузки производств прочих транспортных средств и оборудования в Екатеринбурге сократился на 61,9% к уровню аналогичного периода 2016 года. Выпуск механической техники управления движением снизился на 15%. Объем отгрузки готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) составил 94% к уровню аналогичного периода 2016 года (индекс производства составил 44,7%).
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов выделил несколько возможных причин сжатия обрабатывающей промышленности Екатеринбурга.
«Во-первых, это может объясняться высокими показателями в предыдущий период, так, объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним предприятиям обрабатывающих производств Екатеринбурга в 2016 году составил 367 млрд руб., то есть сегмент мог «взять передышку», и немного замедлиться. Во-вторых, не исключено, что могло повлиять усиление конкуренции, причем как внутри страны, так и за границей, что привело к сокращению доли производителей из Екатеринбурга. В-третьих, могла измениться экономическая ситуация у потребителей продукции, им, по разным причинам, потребовалось меньше машиностроительного оборудования», — заявил Дмитрий Баранов.
Первый заместитель председателя регионального отделения «СоюзМаш» России Андрей Бухмастов считает, что нельзя придавать слишком большое значение макростатистике за I квартал.
«Я думаю, необходимо дождаться данных хотя бы за 6 месяцев 2017 года для того, чтобы делать глобальные выводы. В начале года многие крупные корпорации и госкомпании еще не завершили верстку годового бюджета, поэтому не проводят масштабных закупок техники. Вместе с тем очевидно, что ситуация в свердловском машиностроении остается сложной. С одной стороны, падение спроса на оборудование со стороны заказчиков остановилось. С другой — какого-либо заметного роста ключевых показателей также пока не наблюдается», — рассказал Андрей Бухмастов.
Не исключено, что снижение объемов производства обрабатывающих предприятий Екатеринбурга связано с изменением структуры городской экономики. Известно, что в последние годы в уральской столице наблюдается стремительное сокращение доли производственного сектора.
«Если в 2000-х годах промышленная доля в обороте предприятий уральской столицы занимала практически половину, а торговля только треть, то сегодня торгово-сервисный сектор стал главным сегментом городской экономики. За последние 15 лет произошла деиндустриализация города, и если тенденция продолжится, мы потеряем своё лицо как столицы индустриального края», — заявила ранее заведующая отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина.
Одним из примеров деиндустриализации Екатеринбурга является ситуация вокруг Уральского завода транспортного машиностроения (входит в состав НПК «Уралвагонзавод»). На «Иннопроме-2014» предприятие презентовало инновационный трамвай R1, который за футуристический дизайн получил прозвище «Айфон на колесах». Однако этот проект так и остался нереализованным. Более того, в последние годы «Уралтрансмаш» испытывает острый дефицит заказов и на бюджетные модели трамваев.
Если процесс деиндустриализации продолжится, то в скором времени Екатеринбург может полностью превратиться в торговый город. В этом случае экономика уральской столицы станет более однобокой, что создаст серьезные риски для муниципалитета в долгосрочной перспективе. Очевидно, что промышленный сектор является одним из локомотивов развития любой территории и генерирует новые рабочие места.