С 2014 года Банк России отозвал лицензии у более 300 банков. Одной из главных причин отзыва лицензий является относительно новый вид мошенничества — создание забалансовых вкладов. Спустя три года после появления проблемы, ЦБ выступил с предложением ввести уголовную ответственность за проведение вкладов «мимо кассы». Часть экспертов уверена, что регулятор не мог раньше выступить с таким предложением, так как не была готова нормативная база. Другие же аналитики считают, что Центробанк должен дополнять УК РФ, а не допускать появления забалансовых вкладов в банках.
Наиболее остро проблема проведения вкладов населения «мимо кассы» банков обозначилась в прошлом году. Тогда сразу у девяти кредитных организаций были обнаружены признаки двойной бухгалтерии, а количество забалансовых вкладов достигло 68 тыс. на общую сумму 57 млрд руб.
Как пояснили в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), банки-нарушители привлекали вклады, не отражая их в своей официальной отчетности. При этом у некоторых организаций объем забалансовых вкладов превышал отраженный в отчетности в несколько раз.
В список нарушителей вошли Мико-банк (сумма забалансовых вкладов — 828 млн руб.), Кроссинвестбанк (3,5 млрд руб.), Стелла-банк (1,52 млрд), Мострансбанк (2,99 млрд), Росинтербанк (5,496 млрд), ВПБ (6,3 млрд), «Камский горизонт» (692 млрд), НКБ (1,1 млрд), Булгар-банк (1,871 млрд), Тальменка-банк (1,4 млрд).
Лидером по формированию забалансовых вкладов стал Аркс-банк, который отразил в своей отчетности всего 3,9 млрд руб. обязательств перед физическими лицами, а по факту привлек от них почти 40 млрд руб.
Как отмечают эксперты, проблема забалансовых вкладов появилась в первую очередь из-за ужесточения требований Центробанка. Когда возникает опасность, что банк собирает ликвидность для дальнейшего вывода средств через схемные кредиты, регулятор вводит ограничения по привлечению средств населения для этих организаций. Вследствие этого банк начинает создавать двойную бухгалтерию и проводить вклады «мимо кассы».
Стоит отметить, что регулятор и АСВ не сразу обратили внимание на угрозу со стороны данного вида мошенничества. Поначалу оба ведомства предпочитали работать с первичной документацией банка, лишенного лицензии, а всех вкладчиков, неучтенных в реестре, отправлять в суд.
Позже агентство заняло жесткую позицию и стало отказывать всем подобным вкладчикам в выплатах.
Однако по мере роста количества потерпевших регулятор и АСВ приняли решение разработать средства борьбы с забалансовыми вкладами. Одним из решений проблемы стала идея создания реестра вкладчиков.
По словам первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина, в нем в оперативном режиме будут происходить контроль и выверка данных учета банков.
«Проект очень большой, объемный, трудный, возможно, дорогостоящий. По масштабам и сложности он сопоставим с НСПК. Там IT-решения непростые. Вопрос — кто возьмет на себя эти расходы, не только, наверное, государство, и банковский сектор должен поучаствовать», — заявил Д. Тулин.
Данный проект уже долгое время обсуждается, однако, несмотря на остроту проблемы, решение относительно него все еще не принято.
Вторая инициатива регулятора также вызывает много вопросов. Напомним, ранее в Банке России заявили о том, что сейчас готовится предложение о внесении поправок в Уголовный Кодекс РФ, согласно которым создание забалансовых вкладов станет отдельной статьей.
«Это будет отдельная статья, помимо недостоверной финансовой отчетности, по этой статье должно быть предусмотрено особо тяжкое наказание», — сказал Д. Тулин.
Он также заявил, что ответственность за неучтенные вклады должна распространяться не только на высшее руководство банка, но и на рядовых сотрудников — на кассиров и операционистов.
Эту инициативу, как и предыдущую, аналитики восприняли неоднозначно.
«Понятно, что Центробанку необходимо было наработать практику выявления забалансовых вкладов и описать состав преступления. Насколько это поможет бороться с проблемой двойной бухгалтерии в банках, пока непонятно. В любом случае, банки, «нечистые на руку», должны понимать, что рано или поздно их поймают, вопрос только на чем: на обналичивании средств, на выдаче кредитов своим акционерам или на чем-то другом. Сейчас процесс выявления «серых» схем работы в банках налаживается, проверяющие более опытные, сами банки становятся более аккуратными и законопослушными», — считает независимый финансовый эксперт Григорий Вахитов.
Часть аналитиков уверена, что подобные изменения в Уголовном кодексе не только бессмысленны, но и демонстрируют беспомощность регулятора.
«Существующее законодательство вполне позволяет выявить и наказать виновных в создании забалансовых вкладов. Поэтому вводить какие-то специальные нормативы, которые регулируют один узкий состав преступлений, нет смысла. В противном случае российские суды лишатся своей основной функции — анализа обстоятельств дела и вынесения вердикта. Нужно пользоваться тем спектром законов, который уже есть. Представителям Центрального банка и правоохранительным органам просто нужно лучше знать и пользоваться существующим законодательством», — считает независимый финансовый эксперт Константин Селянин.
По словам эксперта, здесь возникает вопрос — почему Центральный банк России выявляет подобные правонарушения, когда уже поздно что-либо делать и менять? Работа регулятора должна строиться так, чтобы он пресекал такие преступления на ранних стадиях, а не после того, как оно совершено, и необходимо вкладчикам возмещать огромные средства.
Так или иначе, проблема забалансовых вкладов остается актуальной и продолжает расти, в то время как регулятор и Агентство по страхованию вкладов уже три года пытаются найти решение. На сегодняшний день у ЦБ есть только идеи, в то время как вкладчики продолжают терять свои средства в двойной бухгалтерии недобросовестных банков.