На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор Челябинского филиала АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) Владимир Терехов.— Владимир Николаевич, в последнее время вашей компании, как и многим другим, приходится работать в непростых экономических условиях. Как вы оцениваете результаты работы филиала в прошлом году? — 2016 год был достаточно сложным для нас. Помимо общих для всей страны экономических трудностей, у операторов возникли проблемы, связанные с запретом правительства РФ на использование на сети РЖД вагонов с продленным сроком службы. В результате большое количество годных к службе вагонов отстранили от перевозочного процесса. Мы были готовы к этой ситуации и заблаговременно приняли меры по обеспечению грузоотправителей достаточным количеством погрузочных ресурсов.
— В чем они заключались? — Мы кардинально пересмотрели свое отношение к вагонным активам, уделив повышенное внимание эффективности использования парка. Например, обновили условия договоров с теми грузовладельцами, которые допускали длительный простой вагонов. Прежде, когда на рынке был профицит подвижного состава, мы шли навстречу всем своим партнерам и ввели мораторий на штрафы за простой по грузовым операциям. Сегодня этот мораторий сохранен только в отношении грузовладельцев, которые не злоупотребляют простоями вагонных ресурсов под погрузочно-разгрузочными операциями.
За счет принятых мер мы дополнительно ввели в оборот около 250 вагонов в сутки и ускорили показатель оборота вагона более чем на сутки.
— То есть дефицит вагонов остается ключевой проблемой на рынке ж/д грузоперевозок? — Да. Еще три года назад в стране насчитывалось 1,2 млн вагонов. За последние несколько лет на сети российских железных дорог было списано в общей сложности более 200 тыс. единиц подвижного состава, а это каждый шестой вагон. Но нужно отметить, что грузовладельцы подходят к проблеме с пониманием и стали рациональнее относиться к погрузочным ресурсам. Сегодня ситуация такая, что если одно предприятие передерживает вагон у себя, то другому уже не хватает. Вагон «кормит» не только нас, но также отправителя и получателя груза. Поэтому повышение эффективности подвижного состава выгодно всем.
— Восполнением вагонного парка занимаетесь? — Конечно. В I квартале ПГК купила 3 тыс. полувагонов нового поколения производства ОАО «НПК Уралвагонзавод». Плюс ко всему мы активно арендуем вагоны и привлекаем подвижной состав других собственников.
— Недавно завершился первый этап реконструкции ППС Никель Челябинского филиала ПГК. Расскажите о проекте подробнее, какова его цель? — Проект призван, в первую очередь, снизить уровень воздействия станции на окружающую среду и повысить производительность ее работы. Теперь все операции по обработке паром вагонов будут автоматизированы. Новые технологии позволят нам отказаться от применения каких-либо химических реагентов, что благоприятно отразится на экологии Орска. Объем инвестиций в первый этап проекта, который завершился в марте этого года, составил 400 млн руб. Реализация проекта также позволит повысить качество подготовки цистерн, экологических, технологических и противопожарных стандартов работы этого предприятия.
— Производственная планка филиала на этот год выше или ниже прошлогодней? — Несмотря на сокращение парка вагонов, мы планируем сохранить объем перевозок на уровне прошлого года. В начале 2017 года в сегменте грузовых железнодорожных перевозок наметилось оживление, грузооборот по сети РЖД постепенно растет. В нашем регионе есть перспективы увеличения объемов транспортировки угля и цемента.
Мы разрабатываем мероприятия по увеличению объемов перевозок, планируем получить прирост по погрузке в крытых вагонах, а также продолжаем повышать производительность подвижного состава за счет сокращения порожнего пробега.