По состоянию на 10 марта 2017 года, в Уральском федеральном округе было зарегистрировано 326 микрокредитных компаний (МКК). На сегодняшний день в Свердловской области зарегистрировано 42 подобных компании. В результате регион занимает 2 место по числу МКК после Челябинской области (67 компаний). Далее идет Тюменская область (32 компании) и Курганская область (5 компаний). Между тем в настоящее время в Уральском федеральном округе не зарегистрировано ни одной микрофинансовой компании.
Стоит отметить, что в соответствии с законодательством, все микрофинансовые организации (МФО), состоявшие в государственном реестре Банка России, должны были до 6 сентября 2016 года вступить в любую из трех саморегулируемых организаций, действующих на рынке микрофинансирования. Организациям, не вступившим в саморегулируемую организацию, Банк России направлял соответствующие предписания. МФО, своевременно не исполнившие предписание, были исключены из государственного реестра микрофинансовых организаций на основании федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности».
Помимо этого необходимо сказать, что саморегулируемые организации, объединяющие МФО, обязаны разработать базовые стандарты по управлению рисками, стандарты защиты прав и интересов потребителей — получателей финансовых услуг, оказываемых организацией, и стандарты совершения операций на финансовом рынке. Стандарты защиты прав и интересов клиентов, в частности, должны содержать правила раскрытия информации — о финансовой услуге и о финансовой организации, о возможных рисках и возможных потерях, а также о том, как подать жалобу.
Кроме того, саморегулируемые организации МФО обязаны разработать базовые стандарты в отношении таких операций, как выдача микрозаймов или привлечение денежных средств физических лиц. Банк России, в свою очередь, устанавливает требования к базовым стандартам и осуществляет надзор за надлежащим выполнением саморегулируемыми организациями МФО контрольных функций.
Таким образом, реализуется концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного подхода в надзоре: с одной стороны, повышаются требования к финансовой устойчивости тех участников рынка, у которых выше вероятность возникновения проблем, а для других регуляторная нагрузка постепенно снижается.
Светлана Фурдуй, заместитель начальника Уральского главного управления Банка России