Минфином РФ и Банком России согласован финальный вариант изменений в закон об ОСАГО, которые предложат Госдуме на рассмотрение уже этой осенью. Согласно проекту, страховщик теперь сам будет решать, как компенсировать ущерб пострадавшему в ДТП — ремонтом или деньгами. Эксперты отмечают, что новые правила помогут страховщикам противостоять «автоюристам», завышающим размеры выплат. Однако при этом могут быть нарушены права автовладельцев, что вызовет поток жалоб, судебных разбирательств и рост популярности поддельных полисов.
По замыслу авторов реформы, в 90% ДТП итогом рассмотрения страхового случая по ОСАГО станет направление автомобиля на ремонт. Возмещение вреда, нанесенного потерпевшему, будет проходить на указанной потерпевшим в заявлении о страховом случае станции восстановительного ремонта. Она должна соответствовать ряду критериев и выбираться «по согласованию со страховщиком».
По мнению председателя Союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олега Цыпулина, изменения в законе своевременны и необходимы, поскольку защищают интересы как страховых компаний, так и автовладельцев.
«Поправка, связанная с «натуральным» возмещением ущерба транспорту, — это, конечно, шаг вперед. Она позволит потерпевшему получить качественный ремонт, потому что ответственность за результат будут нести как страховщик, так и станция техобслуживания. Также это позволит уменьшить давление со стороны так называемых «автоюристов», которые путем использования различных юридических казусов взыскивают со страховщика деньги, не заложенные в тарифе. При этом потерпевших они обманывают, выплачивая сумму намного меньшую, чем получили сами», — рассказал он.
Между тем ряд экспертов не разделяет мнения участников страхового бизнеса. Так, представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов полагает, что поправки в закон об ОСАГО принимаются исключительно в интересах страховщиков и нарушают права потерпевших.
«Для автовладельцев изменения чреваты проблемами. Замена денежной выплаты на ремонт подразумевает, что за качество ремонта будет отвечать страховая компания. Она должна заключить с сервисами соглашения и на первичный ремонт, и на повторный в случае претензий. Объем работ многократно возрастет, станции техобслуживания будут стараться все сделать побыстрее, в результате о качестве сложно будет говорить. Кроме того, хотя в проекте написано, что ремонтная организация устанавливается «по согласованию», скорее всего, страховщик будет давать список сервисов, в которые владелец ТС может поехать — это ограничивает возможности потерпевших», — поясняет он.
По словам управляющего партнера фирмы «Юрлига» Ивана Волкова, ремонтные работы, которые проводят сегодня по направлению страховых компаний, зачастую проходят в аффилированных с ними автосервисах. Количество претензий к таким организациям и сегодня велико.
«К нам обращаются граждане, которым пришлось заново переделывать ремонт после таких компаний. Например, в сервисе пишут, что деталь заменена, а на деле выправлена старая. При этом подлежащие замене детали на руки не выдают под предлогом того, что отправили все в страховую компанию. Есть множество других примеров», — отметил он.
Иван Волков полагает, что поправки вызовут поток нарушений, и, соответственно, жалоб автовладельцев. Впрочем, по мнению страховщиков, это не станет проблемой, поскольку за деятельностью ремонтных и страховых организаций будет следить Центробанк: в случае повторяющихся жалоб на качество работ он будет лишать компании права на выплаты в натуральной форме.
«Будет определена процедура, каким образом и на какие сервисы страховщик должен направлять потерпевшего, перечень услуг, которые оплачивает страховая компания, расстояние до сервиса, оптимальное для потерпевшего. Это все пропишут в правилах. Поэтому те касающиеся закона «пугалки», которые сейчас в ходу, на деле окажутся несостоятельны», — полагает Олег Цыпулин.
Тем не менее все заинтересованные стороны не отрицают, что поправки значительно ограничивают права потерпевших. Страховщики считают, что это правильно, поскольку компенсации ущерба по ОСАГО должны идти исключительно на ремонт транспортного средства. В то же время автовладельцы уверены, что имеют право самостоятельно распорядиться выплатой.
«Сама целесообразность направления на ремонт вызывает удивление, поскольку у пострадавшего в ДТП должно быть право распорядиться выплатой по своему усмотрению. Никто не может заставлять его ремонтировать автомобиль, тем более в определенном сервисе. Если человек захочет продать свою машину в том состоянии, в котором она оказалась после аварии, он вправе это сделать, но новый закон такой возможности не дает», — поясняет Максим Едрышов.
В результате, если изменения будут приняты, по словам Ивана Волкова, ситуация на рынке ОСАГО станет еще более запутанной. Автовладельцы станут чаще обращаться в судебные органы, в том числе в Конституционный суд РФ. Аналогичные проблемы, по мнению ряда экспертов, могут возникнуть и с делением полисов в зависимости от страховой суммы на категории, от которого Минфин совсем отказываться не намерен: этот блок поправок будет рассмотрен в более поздний срок.