В Свердловской области завершается приемная кампания в высшие учебные заведения. Преподаватели уже подвели предварительные итоги и пришли к выводу, что в этом году зачисление в вузы прошло успешно. Однако год от года в вузах все больше удивляются качеству знаний, с которыми выпускники средней школы приходят учиться будущей специальности. В последнее время оказалось, что они даже не сами приходят — в большинстве случаев их приводят родители. Старшему поколению нередко приходится выбирать за отпрыска и направление профессиональной подготовки. Некоторые педагоги прямо говорят, что к такому результату привел ЕГЭ.
Проставлять галочки в тестовых листах во время единого госэкзамена выпускники школ, наконец, научились. Но в результате многотрудного перевода старшеклассников с одной экзаменационной системы на другую выяснилось, что от такого «ручного труда» упало качество знаний.
«По формальным показателям мы можем говорить, что абитуриент стал более подготовлен и имеет более высокие баллы. Вместе с тем изменение результатов образования посредством единого госэкзамена не совсем объективно отражает то, что ждут от абитуриента в высшей школе. Фактологические знания действительно улучшились. А вот умением логически мыслить, находить причинно-следственные связи, даже выстраивать свой ответ нынешние школьники проигрывают выпускникам прошлых лет», — отметил замначальника отдела профессионального образования и государственного задания министерства общего и профессионального образования Свердловской области Михаил Корягин.
Представители вузов согласны с таким мнением. Нередко выпускники просто не могут связно изложить свою мысль, тогда как раньше они осваивали эти нехитрые навыки еще в школе — в ходе устных экзаменов. В результате в вузе им приходится трудно.
«С одной стороны, качество знаний при зачислении в вуз вроде бы растет, но логическое усвоение дальнейшего материала начало страдать», — пояснила ректор Уральского аграрного университета Ирина Донник.
И это не единственное, что настораживает преподавателей высшей школы. Среди поступающих все больше растет количество гуманитариев. Это направление стало лидирующим даже при зачислении в Уральский федеральный университет. В УрГАУ и вовсе поступили творческие люди, проявившие свою креативность уже на дне первокурсника.
«Первокурсники сейчас совершенно другие. Я бы даже сказала, что более интеллигентные. Среди них очень много талантливой молодежи — практически 80%. У нас уже прошли творческие конкурсы, первокурсники в них с удовольствием участвовали: пели, читали, танцевали», — рассказала И. Донник.
В вузах также заметили, что абитуриенты стали более инфантильными. Если раньше родители нередко не знали, где находится учебное заведение, в котором учатся их повзрослевшие дети, то сегодня им приходится выбирать за ребенка и вуз, и направление подготовки.
«К сожалению, бывают такие случаи, когда родители даже не навязывают ребенку, куда поступать, а вынуждены выбирать за него, потому что сам он ничего не хочет. Он сидит на стульчике рядом с тем, кто принимает документы. Когда его спрашивают: «Куда вы подаете документы?». Он отвечает: «А куда можно с русским, обществом и математикой?». И ему абсолютно все равно, куда поступать. Дальнейшее участие в своей собственной судьбе — когда нужно выбирать из пяти вузов и трех направлений, на которые поданы документы — они не принимают. Они сидят дома и ждут, когда им позвонят», — сообщил начальник приемной комиссии Уральского государственного педагогического университета Илья Баев.
Впрочем, с таким невниманием абитуриентов к своей будущей судьбе уже найдено средство борьбы. С этого года произошел фактический возврат к старой системе — для зачисления в вуз нужно подать заявление, а значит проявить самостоятельность.
«Теперь, несмотря на возможности подать заявление в пять вузов на три направления, абитуриент должен определиться, куда же именно он хочет поступить, и подать соответствующее заявление, чтобы его зачислили. Это заставляет абитуриента задуматься заранее о будущей профессии, определиться в своих интересах, потому что, например, при наборе «русский, математика, физика» в нашем университете можно выбрать порядка 70 направлений подготовки», — подчеркнула заместитель ответственного секретаря приемной комиссии УрФУ Юлия Воронцова.
При этом среди уральских вузов есть и такие, которые ЕГЭ считают всего лишь формальностью и по-прежнему ориентируются на оценки в аттестате.
«В медицинском вузе основополагающим является желание быть врачом. Уровень вступительных испытаний, в данном случае ЕГЭ, — это первая ступенька, которую надо преодолеть, чтобы впоследствии приступить к изучению специфических предметов. Если человека наполняет желание помогать людям, у него есть возможность в течение 5-6 лет получить специальность и стать высококлассным специалистом. Независимо от результатов ЕГЭ», — пояснил ответственный секретарь приемной комиссии Уральского государственного медицинского университета Павел Кузнецов.
Вуз, который 57% бюджетных мест заполняет студентами, поступающими по целевому набору, может себе позволить такое невнимание к ЕГЭ. Но в большинстве своем преподаватели высшей школы не устают удивляться, как меняются абитуриенты год от года. Некоторые педагоги даже вспомнили о прежней системе профориентации, когда выпускники школ сначала шли работать в «народное хозяйство», а потом уже получали высшее образование. Более взрослые и имеющие за плечами трудовой стаж, они легче определялись со специальностью и лучше учились.
Отметим, что по данным исследования холдинга «Ромир», опубликованного в преддверии начала учебного года, об улучшении качества образования по сравнению с советским заявило лишь 15% респондентов. В этом в большей степени убеждена молодежь, хотя сравнивать они могут, видимо, только понаслышке. В то же время почти половина опрошенных (47%) считает, что современное школьное образование в той или иной степени хуже советского. Среди респондентов 35-59 лет доля подобных ответов еще выше. Видимо, в Министерстве образования также отмечают негативную тенденцию, поэтому тема реформы школьного образования появляется в повестке регулярно. Впрочем, пока это не дало особых результатов.