НПО «Электромашина» (входит в состав НПК «Уралвагонзавод») впервые разработало программу развития продукции специального и гражданского назначения до 2025 года. Согласно внутренним документам, соотношение военной и гражданской продукции в структуре выручки к этому моменту должно сровняться.
Долгосрочная программа разработана в соответствии с требованием НПК «Уралвагонзавод», отметила руководитель службы по маркетингу и рекламе НПО «Электромашина» Яна Киприянова. Как и ранее, предприятие будет ориентироваться на развитие продукции специального назначения как своего основного профиля, по которому имеет на сегодняшний день наибольшее количество объектов, проектов и разработок, параллельно интенсивно развивая вторую составляющую программ развития — продукцию гражданского назначения.
«Конструкторско-технологические службы «Электромашины» направляют сейчас основные усилия на доработку перспективных изделий по темам «Армата», «Бумеранг», «Коалиция» и прочих проектов, контролируемых непосредственно со стороны правительства РФ. Ведутся разработки также и по другим объектам. В целом до 2025 года должно произойти значительное увеличение объемов продаж, в том числе и по продукции специального назначения», — уточнила Яна Киприянова.
На фоне этого следующей основной стратегической целью предприятие ставит для себя увеличение доли гражданской продукции, опираясь на соответствующее указание председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Согласно задаче федерального центра, поставленной перед предприятиями ОПК, сегодня необходимо развивать направление гражданской продукции, чтобы диверсифицировать производство и быть более устойчивыми в меняющейся политико-экономической ситуации, а также иметь дополнительные возможности для увеличения прибыли.
«Производственные возможности предприятия позволяют найти варианты расширения номенклатуры выпускаемых изделий по гражданскому направлению», — отметила Яна Киприянова.
Доля гражданской продукции в общем объеме продаж составляет на сегодняшний день всего порядка 10%. К 2020 году эта цифра должна увеличиться примерно до 30%, а к 2025 — до 45-50%.
При этом в программе развития заложено несколько продуктовых направлений, которые служба по маркетингу и рекламе предприятия определяет как перспективные. В первую очередь речь идет об электромеханической трансмиссии. Изделие уже заложено в основу пилотного проекта, который «Электромашина» запустила совместно с предприятием-партнером — Рубцовским филиалом УВЗ. Далее планируется развитие этого направления посредством реализации других проектов. В результате электромеханическая трансмиссия должна занять в общей структуре продаж по гражданской продукции более 60% к 2025 году.
Еще один значимый проект — изготовление светодиодных светильников промышленного и уличного назначения.
«В плане реализации этих изделий мы ориентируемся на объекты РЖД, собственные объ-екты корпорации и крупные предприятия, стремящиеся к повышению энергоэффективности. Упор также сделан на сегменте уличного освещения. В целом свой продукт мы позиционируем как интеллектуальную систему, включающую автоматизированную систему управления — это не только светильники, но и шкафы управления, датчики, центральный пульт и программное обеспечение, позволяющее контролировать и управлять параметрами освещения при помощи любого электронного устройства — компьютера, планшета или смартфона. Система сможет реагировать на задаваемые параметры — к примеру, время суток, географическое месторасположение, требование к электросети, и выполнять задачи, задаваемые оператором», — рассказал исполнительный директор компании «Оптех-Урал» Антон Охотников.
Проект сейчас находится на стадии создания макетных образцов. Затем последуют испытание, внутренняя оценка и доработка. К серийному выпуску предприятие планирует перейти ориентировочно в конце 2016 года. Мощности, имеющиеся в данный момент, позволяют изготавливать до 500 светильников в месяц. Впоследствии стоит задача привлечь дополнительное оборудование за счет инвестиций и увеличить производство до 3-4 тыс. штук ежемесячно.
«Также мы относим к перспективным видам продукции серводвигатели, сервоприводы и дизельные энергоагрегаты. Это основные виды продукции, за счет которых мы планируем развивать гражданское направление до необходимого нам уровня — для достижения соотношения 50 на 50%. Если же говорить о железнодорожной продукции, которая также занимает значительную долю в составе продукции гражданского назначения, мы делаем ставку на трех основных направлениях, которые сейчас находятся на различных стадиях разработки — электромагнитные контакторы, система климат-контроля и система пожаротушения нового поколения», — подчеркнула Яна Киприянова.
«Автоматизированная система пожаротушения может быть установлена практически во всех основных локомотивах, выпускающихся в РФ, в частности, в скоростном поезде «Ласточка», грузовых электровозах 2ЭС6 и 2ЭС10, которыми сейчас обновляется парк РЖД. Думаю, изделие ждет серьезный объем продаж», — отметил Антон Охотников, подчеркнув, что сейчас в проработке находятся и другие проекты по железнодорожной тематике, которые увеличивают номенклатуру выпускаемых изделий. На данный момент предприятию удается реализовывать весь объем выпускаемой продукции.
Добавим, пока ни один новый продукт гражданского назначения не вышел в серию. Наиболее подошедшими к стадии подготовки производства и начала серийного выпуска являются электромагнитные контакторы КМВ-400, КМВ-800.
«При стратегическом планировании основным для нас был показатель, который говорит о выручке от реализации новых видов продукции. Приемлемыми на первом этапе являются разработка и вывод на рынок нового продукта, если он дает нам от 100 млн в год и более по объемам реализации в денежном выражении. Что касается глубокой технико-экономической проработки — это будет уже вторым блоком работы по программам развития», — отметила Яна Киприянова.
Таким образом, в ближайшие 9-10 лет НПО «Электромашина» планирует увеличить долю гражданской продукции в структуре производства в пять раз. Предприятие выведет на рынок электромагнитные контакторы, светодиодные светильники, электромеханические трансмиссии, дизельные электрогенераторы. Это позволит диверсифицировать производство, а также обеспечит позитивные финансовые результаты в случае возможного сокращения объемов гособоронзаказа.