На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор ООО МПФ «Сфера» Владислав Труханов.— Владислав Владимирович, чем занимается ваша организация? Как давно она существует и чем себя зарекомендовала?— ООО МПФ «Сфера» уже более 9 лет, мы занимаемся строительством, реконструкцией и реставрацией. Основное направление — общественные и административные здания. Также мы работаем с государственными заказами, и от них же получаем благодарственные отзывы. Екатеринбургский оперный театр является одним из наших клиентов, там мы осуществляем проектные работы и технический надзор по работам, которые производят другие подрядчики. Кроме того, активно ведется работа с МУГИСО и Екатеринбургским центром охраны памятников.
Один из последних наших объектов — Дом журналистов — располагается по адресу Клары Цеткин, 1. В нем нами полностью были проведены благоустройство и реставрация фасадов. Все работы выполнены без привлечения сторонних организаций, своими силами. Областные власти приняли наш готовый проект и остались довольны. Кроме того, организация обслуживает также Комплекс зданий арбитражного суда, Министерство финансов и Налоговую службу.
Кроме того, из известных и крупных проектов, пожалуй, можно назвать Дом купца Пшеничникова, выполняющий функции приемной президента РФ и расположенный на Набережной рабочей молодежи. Мы произвели реставрацию его фасадов.
В данный момент организация активно занимается еще одним крупным заказом — Аффинажным заводом.
— В каком состоянии находилось здание, прежде чем вы приступили к его реконструкции?— Здание Аффинажного завода было построено в начале ХХ века. На тот момент технологии развивались очень быстро, поэтому и завод стремительно менялся и расширялся: старые цеха использовались уже под новое оборудование и новые технологии. Соответственно, о сохранности памятника заботились в последнюю очередь. За время эксплуатации было произведено много перепланировок и изменений в конструктиве. Например, печные трубы, предназначенные для обогрева, со временем были использованы как вытяжки из цехов.
В 2014 году мы приступили к работам, однако состояние у здания оставляло желать лучшего. При переезде и демонтировке оборудования ему был нанесен серьезный ущерб: например, были убраны все воздуховоды, выполнявшие роль несущих элементов. Плюс ко всему, имел место сильный износ от химического производства, заключавшийся в разрушении стен, эрозии кирпича и металла. Первое что мы сделали — усилили несущие конструкции. Основной задачей было сохранить памятник от разрушения, и с ней мы справились. Кроме восстановления несущих элементов было выполнено усиление фундамента.
— На каком этапе работы вы находитесь сейчас?— В 2015 году мы начали возвращать первоначальный облик зданию по технологии восстановления кирпичной кладки. Конечно, это завод, и надо понимать, что все декоративные элементы были спроектированы по-минимуму: для того периода времени это было типично. Также в целях экономии кирпич для строящегося здания был куплен не самого высокого качества, соответственно, цветовую гамму никто не подбирал, поэтому фасад изначально был разноцветный, а фундаменты — бутовые. Нам предстояло воссоздать все утраченное во время эксплуатации.
Следующий немаловажный момент в нашей работе — предстояло подобрать составы для воссоздания кладки, а именно попасть в цветовую гамму фасада. Кроме того, кирпич, из которого построен завод, нестандартный и отличается от современного размерами, а также в нем больше песка. Часть работ мы выполнили старым кирпичом, взятым с разборки других зданий в области. Новым кирпичом было сделано усиление стен, на которые опираются арочные перекрытия, то есть их схождения не допускалось.
— Как сейчас обстоят дела с крышей?— Крыша — это наш отдельный проект. Она сборная и в разные периоды времени переделывалась, через нее проходило большое количество воздуховодов диаметром до 1 200 мм. Перекрытия были восстановлены, а в данный момент выполняются кровельные работы для возвращения ее в первоначальный облик.
— Какие еще элементы здания вы планируете восстановить?— Проблема всех городских памятников в том, что в процессе благоустройства города и его развития происходит подъем грунта. Исторические здания буквально уходят под землю. При их реставрации и восстановлении вокруг делается обкопка и ставится гидроизоляция. Что касается внешнего облика, то здесь мы стараемся максимально восстановить поврежденное и сохранить существующее, ведь памятник будет на виду.
— Как сейчас обстоят дела с внутренним пространством?— В здании есть предметы и элементы, которые охраняются и в скором времени будут восстановлены. На данный момент кованные части лестниц, например, имеют утрату 30% и на 20% повреждены. Их реставрация — сложная, но выполнимая задача. Некоторым хорошо сохранившимся комнатам было решено вернуть первоначальный облик. Кроме того, будет сделан так называемый променад, где появятся образцы минералов. С одной стороны, стены и фундамент из бута, с другой — из кирпича, но мы воссоздадим и отреставрируем всё. Променад, созданный по образцу того времени, будет располагаться с другой стороны здания.
— Когда планируется завершить все работы?— Не могу сказать насчет всего здания, но основные работы должны быть закончены в конце января — начале февраля.
— Как, на ваш взгляд, здание завода вписывается в общий архитектурный ансамбль Главного проспекта?— Я считаю, что здание впишется в ансамбль города очень хорошо, потому что в первую очередь оно находится в историческом квартале, где присутствуют также постройки и других времен: начиная с XVIII и заканчивая XXI веком. В этом месте воплощается концепция исторического развития части города, а также происходит приспособление под современные нужды. К примеру, в городе есть здание по адресу Ленина, 8. Его можно отнести к конструктивизму. Здание аффинажный завода — это классицизм и, соответственно, модерн. Несмотря на разность стилей, все постройки органично сочетаются. В одном месте человек может посмотреть на разные исторические эпохи развития города.
— Что касается вопроса по использованию бывшего завода в качестве культурного пространства. Как вы считаете, насколько это правильно, удобно и интересно?— К сожалению, у нас эта практика не распространена. Современные строящиеся торговые центры никак не помогают сохранить дух того исторического пространства и памятников, на месте которых они возникают. На западе достаточно распространен опыт использования бывших помещений под музеи: людям важно приспособить их к современным условиям.
Хорошо, что аффинажный завод находится в центре и на него можно посмотреть: таких объектов в городе мало. В основном историческими памятниками Екатеринбурга являются различные дома купцов, жилые и доходные.
— Как инвестор проекта участвовал в восстановлении данного завода? Чувствовали ли вы его поддержку?— Из завода можно было бы сделать офисное здание: сохранить предметы охраны, обшить стены гипсокартоном и дать объявление об аренде помещений. Однако инвестор старался максимально бережно относиться к историческим элементам, даже если они не являются охраняемыми экземплярами. В процессе работы с его стороны чувствовалось большое желание сохранить памятник в первозданном виде, он понимает всю важность нашей работы.