На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответили вице-президент Союза архитекторов России по УрФО, председатель правления Свердловского отделения Союза архитекторов России, директор компании «Архстройпроект-А» Сергей Алейников и архитектор «Архстройпроект-А» Максим Мацков.
На фото директор компании «Архстройпроект-А» Сергей Алейников— Хотелось бы поздравить вас с победой на конкурсе «Зодчество-2015», на котором ваш проект «Главный проспект» взял первый приз. Расскажите, пожалуйста, о самом конкурсе. Насколько важное значение он имеет для отрасли? Сергей Алейников: — Международный фестиваль «Зодчество» на сегодняшний день является одним из самых важных событий для российского архитектурного сообщества и фактически является смотром достижений со всей страны — от Хабаровска до Калининграда. В мероприятии могут участвовать как отдельные работы российских и зарубежных авторов, так и целые города. Тематика конкурса каждый год разная. В соответствии с ней разыгрывается несколько номинаций, в каждой из которых только один победитель.
В этом году темой фестиваля стали «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов». На конкурсе рассматривался, в том числе, опыт преобразований промышленных площадок в жилищные кварталы. Как раз в номинации «Многоквартирные жилые здания» проект жилищного комплекса «Главный проспект» и получил Золотой знак. Мы каждый год отправляли на конкурс многие свои работы, как и многие другие организации города Екатеринбурга, но обычно получали только «Диплом участника». В прежние годы наш город практически всегда участвовал в «Зодчестве» в номинации «Города и Регионы», получив однажды золотой диплом, а Вяткин Михаил Борисович был признан одним из лучших главных архитекторов города.
— Расскажите, пожалуйста, как проходит сам конкурс. — Фестиваль проводится в два этапа. На первой стадии из всех присланных работ отбирают наиболее интересные проекты. Во втором туре их размещают в большом выставочном зале, и члены жюри получают возможность ознакомиться с этой экспозицией. В этом году показ был устроен в московском Центральном доме художников. Отдельный павильон был посвящен городам России. Еще один был отдан под работы строительных организаций. В третьем проходила тематическая выставка. Вывешенные проекты оценивает высококвалифицированное жюри. В его состав, как правило, входят именитые архитекторы России, критики и другие представители отрасли.
— Каким образом проект по застройке ОЦМ попал на этот конкурс? — Получилось это во многом случайно. Честно говоря, свои работы на «Зодчество» мы посылать и не собирались. До этого наши проекты участвовали в главном уральском архитектурном конкурсе «Рука мастера», на котором проект жилого комплекса «Главный проспект» получил золотой диплом в разделе «Проекты» и «Руку мастера». Также были отмечены еще два наших проекта, а именно бизнес-центр «Альянс» — золотой диплом в разделе «постройки», а также многофункциональный жилой комплекс по ул. Челюскинцев — серебряный диплом в разделе «проекты».
Недели за три до «Зодчества» нам позвонили из организационного комитета и спросили, почему мы не участвуем в «Зодчестве». Традиционно проекты, прошедшие местный отбор, посылаются на главный конкурс страны. Нам как победителям «Руки мастера» дали большую скидку на участие. В результате мы отправили свои проекты и взяли первое место в категории «Многоквартирные жилые здания». Сама победа также стала неожиданной. Отослав работы, мы забыли о них. Нам позвонили из «Зодчества» и сказали — приезжайте, получайте награду.
— Вы сами участвовали в церемонии награждения? — Да, взял на себя эту приятную обязанность. После закрытия «Зодчества» всегда проводится Пленум Союза Архитекторов, на который я должен был лететь. Пришлось прилететь раньше на один день и получить золотой диплом. Во время церемонии я рассказал об истории этого проекта, она очень интересная и сложная. Ведь работа над преобразованием бывшего завода по обработке цветных металлов в жилой комплекс ведется давно. Над этим местом работали многие архитекторы, рассматривалось несколько предложений.
Максим Мацков: — Только наше архитектурное бюро предложило заказчику пять различных вариантов организации квартала. И, насколько нам известно, и до нас были интересные разработки.
Сергей Алейников: — Да. Так, например, Алексей Куковякин разработал как минимум три варианта. К отдельным решениям приложил руку Борис Демидов. Главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин оценивал ранее сделанные предложения, у него также было определенное видение будущего этого квартала. Так что когда мы приступили к работе, мы начинали не с пустого места. И хочется поблагодарить всех тех архитекторов, которые участвовали в разработке «Главного проспекта» на ранних стадиях. Мы учли их опыт, приняли во внимание критику, высказанную на Градостроительных советах, и предложили свой вариант, который, как мы видим, был высоко оценен профессиональным сообществом.
— Как из нескольких вариантов проекта был выбран окончательный? — Мы прислушивались к мнению архитекторов Екатеринбурга, градостроительного совета, сами постоянно находились в творческом поиске. Конечно, немаловажную роль сыграл и заказчик проекта. Олег Гусев. Он интенсивно вникал в нашу работу на всех этапах, интересовался всеми деталями. Можно сказать, что он живет этим проектом. Окончательный облик проекта — во многом именно его решение.
— В чем была особенность проекта, позволившая ему получить золотой диплом? — Нужно понимать, что тема «Зодчества-2015» была обозначена как «Новые индустрии. Позитивные практики развития городов». Наш проект, подразумевающий превращение бывшего промышленного объекта в жилой комплекс с развитым общественным пространством, что называется, попал в струю. Сама концепция сразу привлекла к себе внимание специалистов.
Кроме того, в «Главном проспекте» мы предложили немало интересных архитектурных решений, таких как променад, закрытый двор, подиум, правильно расставленные высотные акценты. Удалось создать целостный комплекс и вписать его в городской контекст. Это также было учтено и отмечено.
Максим Мацков: — Отдельно следует отметить, что мы вписали проект в контекст, задаваемый существующими зданиями завода ОЦМ — историческим корпусом 1916 года и конструктивистским главным корпусом, построенным в 80-е годы. Это было немаловажно, поскольку в результате реконструкции удалось сохранить их привычный внешний вид.
Оба этих здания гармонично интегрированы в структуру всего комплекса, на их основе создано уникальное общественное пространство. Это необычное решение также было оценено жюри.
— Насколько сложно было вписать в проект уже существующие здания завода? Сергей Алейников: — Сделать это было непросто. Пришлось учитывать архитектурные особенности главного корпуса ОЦМ, так или иначе использовать тему конструктивизма, разворачивать ее таким образом, чтобы весь комплекс смотрелся единым целым, без стилистических провалов и разрывов. Один из наших проектов вообще был по своей стилистике чисто конструктивистским, да и в итоговом варианте осталось немало от этого направления. Кроме того, необходимо было учитывать, что проект — жилой, а это накладывало на него свои ограничения, у жилья ведь своя специфика. Но несмотря на сложности, работать было интересно.
— Как «Главный проспект» встраивается в окружающую его застройку улицы Ленина? Сергей Алейников: — Хорошо встраивается. Причем — со всех точек зрения. Если посмотреть генеральный план Екатеринбурга, то видно, что центральная часть города сформирована квартальной застройкой. «Главный проспект» идеально в ее вписывается, формируя целый квартал.
Также надо отметить, что у улицы Ленина нет единого архитектурного стиля. Эта часть города формировалась в несколько этапов, и смешение различных стилей и архитектурных ансамблей уже стало привычным. Можно даже сказать, что определенная эклектика сама по себе стала визитной карточкой района. И потому новый многоэтажный комплекс никак не нарушит сложившееся положение вещей. Скорее дополнит существующее многообразие.
Максим Мацков: — При разработке проекта мы вписывали объект в фотографии существующей застройки, чтобы ощущалось присутствие объекта в архитектурной среде. Так мы определяли и внешнюю отделку здания — она должна была гармонировать со всем окружающим кварталом. На мой взгляд, с задачей мы справились. О высоком качестве проекта свидетельствуют и отзывы ведущих архитекторов Екатеринбурга, и «Рука мастера», и награда на «Зодчестве».