С течением кризиса свердловский рынок франшизы претерпевает существенные изменения. Число предложений организации бизнеса в данном формате возрастает, в значительной степени оставаясь невостребованным. Многие известные бренды теряют позиции на рынке, отпугивая потенциальных инвесторов. Поэтому наибольший интерес у свердловских предпринимателей сегодня вызывают франчайзинговые пакеты стоимостью до 1 млн руб.: более крупные вложения оцениваются как высокорисковые.
По мнению директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгения Копеляна, на сегодняшний день региональный рынок франшизы развит недостаточно, хотя имеет высокий потенциал.
«В Свердловской области нет ажиотажного спроса на франшизу. Наше предпринимательское сообщество еще не привыкло к этой форме бизнеса. Хотя в регионе есть и франчайзеры, и франчайзи, можно говорить о том, что данный сектор недостаточно развит, хотя его потенциал довольно высок. Такой формат бизнеса позволяет снизить риски для малых предпринимателей, что актуально в сложившейся экономической ситуации», — пояснил на пресс-конференции Евгений Копелян.
Участники рынка отмечают, что развитию рынка франшизы в регионе препятствуют макроэкономические тенденции. В частности, снижение финансовой устойчивости многих известных компаний снижает их привлекательность для франчайзи, а новые бренды и вовсе не вызывают доверия инвесторов.
«В России количество компаний, предлагающих франшизу, увеличивается на 20-25% в год. Несмотря на сложную экономическую обстановку, в 2015 году мы также наблюдаем рост. Однако он происходит в основном за счет выхода на рынок новых игроков, о качестве которых судить пока сложно. В то же время крупные операторы франшизы теряют позиции на рынке, а, следовательно, инвесторы меняют их на более востребованные в новых условиях бренды», — рассказал руководитель уральского отделения Российской ассоциации франчайзинга Андрей Разуваев.
По словам экспертов, предпочтения инвесторов сегодня смещаются в сторону наиболее дешевых пакетов — стоимостью до 1 млн руб. Рисковать на более крупные суммы большинство свердловских предпринимателей не готово.
«Сейчас спрос на франшизу есть. И денег у инвесторов, на мой взгляд, существенно меньше не стало. Но вложения на сумму свыше 1 млн руб. предприниматели оценивают как высокорисковые и неохотно на них идут», — рассказала менеджер отдела франчайзинга сети закусочных быстрого питания Nathan’s Famous в России Олеся Селюх.
Ситуация осложняется региональной спецификой Свердловской области. По словам Андрея Разуваева, 70% в объеме предложения составляют московские и петербургские бренды, еще около 20% — иностранные компании. Поэтому заключение договора франшизы требует от его участников готовности решать логистические вопросы.
«Компания Nathan’s Famous пока не представлена в Уральском регионе: чтобы работа франчайзи, допустим, в Екатеринбурге была рентабельной, необходимо решить проблему перевозки продукции и склада хотя бы на 20-30 кв. м. Поэтому желательно открывать сразу несколько точек в городе, что под силу только достаточно крупному игроку», — пояснила Олеся Селюх.
Острой остается и проблема помещений, особенно актуальная для сферы общественного питания. Причем здесь сложности у инвесторов возникают не только в региональном центре, но и в других городах области.
«В Екатеринбурге найти хорошее помещение, которое бы соответствовало как нормативным требованиям, так и условиям франчайзера, очень проблематично. В центре города много старых зданий, где привлекательные на первый взгляд площади не удовлетворяют нашим условиям по метражу и возможностям. В небольших городах проблема другая: нужно, чтобы заведение находилось на пересечении транспортных артерий, где проходит значительный поток людей. Недавно с нами хотел заключить договор предприниматель из Пышмы, но пока сделка не состоялась: помещение не получило одобрения», — рассказала УрБК региональный менеджер по развитию системы Subway в УрФО Ирина Виневцева.
Что касается самих предпринимателей, по их мнению, основным тормозом для развития рынка франшизы на сегодняшний день является позиция банков при кредитовании предприятий малого бизнеса.
«Мы имеем деньги на покупку франшизы в сфере общепита, но оборудование хотели взять в кредит. Однако в нескольких финансовых организациях нам ответили, ссылаясь на позицию Центробанка, что возможность получить заем есть только у компаний, просуществовавших на рынке не менее полугода, а лучше года два. Поэтому при организации ООО мы можем кредитоваться только как физические лица, что очень неудобно и по проценту, и с юридической точки зрения», — рассказал УрБК один из участников форума-выставки «Франчайзинг. Регионы».
Таким образом, эксперты отмечают, что хотя франчайзеры позиционируют свои услуги как оптимальный формат для открытия небольших предприятий, на деле именно малый бизнес ими воспользоваться зачастую не может. Декларируя доступность франшизы для предпринимателей с практически любым стартовым капиталом, операторы на самом деле рассчитывают на сильных игроков, уже занимающих устойчивую позицию на рынке и имеющих возможность кредитования.