Политическая и экономическая ситуация в Свердловской области в ближайшее время будет накаляться. К такому выводу пришел ряд экспертов, которые на примере ситуации в Екатеринбурге с изъятием полномочий и сокращением доходов от отчислений налога на доходы физлиц обсуждали будущие взаимоотношения муниципальных образований региона и областных властей. Наблюдатели сошлись во мнении, что действия губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева по отношению к органам местного самоуправления противоречат Конституции РФ и в дальнейшем приведут к объединению муниципалитетов против экономической политики региональных властей.
Круглый стол на тему «Екатеринбург: время и вызовы» состоялся в Уральском федеральном университете и был посвящен межбюджетным отношениям муниципалитетов и региональных властей, а также перераспределению полномочий органов местного самоуправления.
Напомним, что недавно Законодательное собрание Свердловской области приняло ряд нормативных актов, согласно которым Екатеринбург лишили шести из девяти градостроительных полномочий. Кроме того, ряду муниципалитетов урезали отчисление от собранного налога на доходы физических лиц на 2%. Для того же Екатеринбурга это означает потерю, по некоторым данным, до 850 млн руб.
Доктор юридических наук, профессор Уральского государственного юридического университета Игорь Выдрин назвал происходящее контрреформами, которые противоречат Конституции РФ.
«Это не является поступательным движением вперед для укрепления местного самоуправления. Даже коммунисты, несмотря на то, что они были сторонниками централизации власти, не додумались отбирать у городов градостроительные полномочия», — отметил Игорь Выдрин.
Кандидат исторических наук Евгений Тулисов считает, что существуют две причины, по которым власти Свердловской области последние несколько лет так выстраивают отношения с муниципалитетами.
«Рациональная причина — это корпоративный интерес группы людей, чтобы было удобно управлять ресурсами. А если говорить об иррациональной, то ее можно назвать личностными «закидонами», когда люди ведут себя, как слон в посудной лавке. Ни то, ни другое для развития области и муниципалитетов позитива не дает», — считает Евгений Тулисов.
Политолог, директор Института развития и модернизации общественных связей Федор Крашенинников был более резок в оценках и сравнил действия региональных властей с «раскулачиванием» и изъятием материальных ценностей.
«Изъятие полномочий напоминает принцип «умри ты сегодня, а я завтра». В бюджете области денег нет, значит, у кого-то что-то нужно отобрать. При этом у главы муниципалитета остается должность «глава города», но нет никаких полномочий, и когда у жителей начинают возникать вопросы, к примеру, по поводу чистоты улиц, то ему говорят: «Ты глава города, вот и иди и объясняй им, почему именно так получается», — сообщил Федор Крашенинников.
По словам кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета Ильи Захарова, то, что происходит между Екатеринбургом и региональными властями, логически не поддается объяснению.
«Из года в год региональные власти сокращают городу отчисления от собранного НДФЛ. Скоро эта цифра будет близка к минимальной отметке, которая прописана в законодательстве (16% при 15% возможных — прим. ред.). А ведь эти 2% составляют порядка 850 млн руб. Даже у Нижнего Тагила таких показателей нет. Если регион не хочет помогать Екатеринбургу, то пусть не мешает», — считает Илья Захаров.
Подобные процессы обусловлены тем, что местное самоуправление не защищено экономически, уверен доктор политических наук, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН Сергей Мошкин.
«Екатеринбург на сегодняшний день является единственным городом-донором. Все остальные получают дотации из регионального бюджета. При этом у муниципалитетов изымаются не только полномочия, но и ресурсы. Порядка 70-75% бюджетов — это социальные обязательства, то есть выплата зарплаты. Остальное приходится на защищенные статьи бюджета, и местным властям просто не с чем работать для развития. И ситуация будет усугубляться, хотя для ее исправления нужно сделать простую вещь — институционально и экономически защитить местное самоуправление», — отметил Сергей Мошкин.
При этом, по его совам, у губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева фактически нет ни одного собственного знакового экономического проекта. Он, как считает эксперт, продолжает то, что было начато при губернаторах Эдуарде Росселе и Александре Мишарине, начиная от выставки вооружений в Нижнем Тагиле и заканчивая выставкой «Иннопром», которая «дряхлеет год от года».
Эксперты сошлись во мнении, что действующая экономическая политика властей Свердловской области по отношению к муниципалитетам приведет лишь к ухудшению ситуации и конфронтации. Наблюдатели считают, что отдельные города Свердловской области могут создать коалицию против главы региона, чтобы отстаивать свои интересы в Законодательном собрании. Выборы депутатов областного парламента пройдут 3 сентября 2016 года.
УрБК будет следить за развитием событий.