На сегодняшний день развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в первую очередь мешают избыточные административные барьеры, тотальный контроль со стороны государства, сложности, связанные с банковским финансированием, а также нарушения крупными предприятиями договорных обязательств перед малым бизнесом.
Сегодня банки устанавливают процентную ставку при кредитовании на уровне 20%, причем «длинные» кредиты давать не хотят. Это смертельно для малого бизнеса. Если бизнес «купи-продай» еще может так работать, то высокотехнологичным предприятиям, деятельность которых связана с инновационными разработками, в такой ситуации сложнее.
В настоящее время осложняет положение и то, что крупные предприятия зачастую не платят малым за отгруженную продукцию и выполненные услуги. Деньги задерживают на полгода и больше. Такие споры по закону положено решать в судебном порядке, что влечет за собой репутационные риски для бизнесменов: предприятия заносят их в «черный список», исключая возможность дальнейшего сотрудничества, поэтому предприниматели стараются избежать доведения дела до суда.
Здесь нужно отметить, что менталитет российского крупного бизнеса сформирован таким образом, что для него считается нормальным противодействовать малому предпринимательству. Между собой предприятия рассчитываются вовремя, в то время как договоры с небольшими компаниями полагают возможным нарушать. Таким образом, малый бизнес фактически кредитует крупный: вместо того, чтобы брать кредит в банке под те же 20%, большие предприятия экономят деньги, не выплачивая их малым. По этой причине сейчас десятки предпринимателей вынуждены сокращать зарплаты, штат сотрудников, уклоняться от налогов.
Что касается нехватки финансирования, сейчас ресурс есть: вышел новый закон № 223, повышающий для малого и среднего бизнеса до 18% квоту по закупкам, которые заказчики обязаны осуществлять у таких предприятий. Это позволит предпринимателям заработать сотни миллионов рублей. К этому малый бизнес должен подготовиться, но мы видим здесь большой потенциал.
В целом в сложившейся экономической ситуации нужно стремиться к максимальной стабилизации. На деле же законодательство, в частности, налоговое, изменяется каждые две недели: малому бизнесу очень сложно адаптироваться ко всем этим нововведениям.
Если же на предпринимателей слишком «нажимать», они либо пополнят ряды безработных и станут тратить госбюджет, либо, что еще хуже, будут работать «втемную». Это неуплата налогов, криминал, фальсификат, с которыми надзорным органам сложно бороться. Поэтому нужно понимать и социальный эффект, а не только подсчитывать деньги. Так, в позапрошлом году подняли нагрузку на индивидуальных предпринимателей — и 15 тыс. из них ушли «в тень». Это парикмахерские, перевозчики, авторемонтные мастерские, стоматологические кабинеты. И подобных предприятий у нас 100 тысяч — это самый многочисленный и незащищенный сегмент малого бизнеса.
Поэтому мы готовим документы для Москвы, чтобы депутаты брали пример с Европы и Америки, где малый бизнес держит 70% ВВП, а не 30 %, как у нас, и образует некую «подушку безопасности» для экономики в кризисных условиях. Она обеспечивает рабочие места, а также одевает, обувает и кормит население.
В этом смысле меня глубоко удивляет позиция руководства такого крупного банка, как ВТБ, озвученная главой организации Андреем Костиным, о том, что малый и средний бизнес не востребован в стране, убыточен, и кредитовать его не нужно. Без этого сегмента экономики у нас не будет достаточного качества жизни: сейчас в Екатеринбурге очень большая часть потребностей граждан обеспечивается именно такими предприятиями. Период кризиса я рассматриваю как время, когда нужно помогать малому предпринимательству, которое сегодня оперативно ищет новые пути оптимизации работы и ниши на рынке.