Бюджетный процесс в Свердловской области вступил в свою самую горячую фазу, когда формируются основные параметры и распределяются средства в рамках государственных программ. Как водится, в последние несколько лет региональные власти говорят, что «бюджет будет непростым» и «придется жить в новых экономических условиях». Однако, несмотря на то, что абсолютные цифры пока не озвучиваются, уже сейчас из заявлений чиновников Свердловской области можно сделать вывод, что собственные доходы Свердловской области если и вырастут, то ненамного. При этом власти не хотят менять подходы к пополнению казны из собственных источников, а предпочитают либо забирать доходы из муниципалитетов, либо занимать, тем самым увеличивая госдолг региона.
Бюджет Свердловской области на 2016 год будет внесен в Заксобрание не позднее 15 ноября. Об этом сообщил председатель комитета по бюджету, финансам и налогам регионального парламента Владимир Терешков.
По его словам, это связано с изменениями законодательства на федеральном уровне и поможет ориентироваться на параметры бюджета РФ, где планируется выделить регионам дотации на уровне 350 млрд руб.
«Бюджет будет приниматься на 2016 год без планового периода. Это связано с динамичными изменениями в экономике», — отметил Владимир Терешков.
Параметры будущего бюджета сейчас формируются, сообщила первый заместитель министра финансов Свердловской области Светлана Климук.
«Нам необходимо сбалансировать доходы и расходы. Налоговая база у нас уменьшается. Нужно сформировать госгарантии и в случае чего — помочь муниципалитетам», — отметила Светлана Климук.
Одним из видов укрепления доходной базы муниципальных образований Владимир Терешков видит передачу 15% доходов, полученных от упрощенной системы налогообложения (УСН) предпринимателей, которая, по его мнению, в общей сложности позволит привлечь в местные бюджеты 1,3 млрд руб.
Между тем одновременно региональные власти забирают у муниципалитетов 2% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что несопоставимо с предполагаемыми доходами от УСН для отдельных муниципалитетов.
«Если сейчас поступление НДФЛ это 18 копеек с рубля, то в следующем году предполагается, что будет 16 копеек с рубля, то есть на 2% меньше. Это 850 млн руб. В Минфине (Свердловской области — прим. ред.) рассуждают следующим образом: «Мы вам передаем 15% упрощенной системы налогообложения (УСН) предпринимателей». Да, 15% УСН передается Екатеринбургу, только администратор этих доходов говорит, что возможный сбор составит 740 млн руб. То есть мы уже 110 млн руб. потеряли. Следующая особенность: если НДФЛ оплачивается два раза в месяц, и это стабильный налог, то УСН оплачивается раз в квартал. А вновь зарегистрированные предприниматели имеют налоговые каникулы на два года благодаря законодательству Свердловской области. Поэтому те, кто вновь будут регистрироваться, ничего платить не будут», — считает глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб.
При этом власти Свердловской области ведут переговоры с Минфином России о возможном увеличении планки госдолга региона. По словам Светланы Климук, на сегодняшний день этот показатель не может превышать 54% к объему налоговых и неналоговых доходов в 2016 году. И на 2015 год он был установлен на уровне 100,4 млрд руб.
«Мы уже неоднократно рассказывали, что в течение 2015 года Минфин РФ выделил нам бюджетный кредит в 5 млрд 150 млн руб., ну и при этом есть определенные условия: объем дефицита и объем госдолга. То есть объем госдолга по тем соглашениям, которые мы подписали — 54% к объему налоговых и неналоговых доходов в 2016 году», — сообщила Светлана Климук.
По ее словам, недавно — в сентябре 2015 года — было принято на федеральном уровне постановление, согласно которому верхняя планка объема госдолга была повышена до 70%.
«И сейчас мы как раз ведем переговоры с Минфином РФ о возможном предоставлении следующего кредита и как раз о повышении этой планки, если есть такая возможность на 2016 год. Ну, или хотя бы об ее не уменьшении. Поэтому какой объем госдолга запланирован на 2016 год, я сказать вам не могу. Это зависит от этих факторов и от доброй воли Минфина», — отметила С. Климук.
Между тем если взять за основу корректировку бюджета 2015 года, которая была проведена летом, то тогда сумма доходов Свердловской области составляла 151 млрд 076 млн 435 тыс. руб., что на 4,5 млрд меньше от первоначальных планов. Если предположить, что доходы останутся на том же уровне, хотя региональные власти обещают их «небольшое увеличение», то потолок госдолга может достичь 105 млрд 753 млн 504 тыс. руб.
На сегодняшний день долги Свердловской области составляют почти половину от указанной суммы — 48 млрд 224 млн руб. что на 4 млрд 077 млн руб. больше, чем во II квартале 2015 года.
Власти региона утверждают, что основным принципом бюджетной политики на 2016 год будет эффективность расходования бюджетных средств. То есть, по логике, раньше они тратились как попало, что косвенно подтвердил и Владимир Терешков, отметив, что «деньги осваивать мы все научились». В итоге же получается, что Свердловская область уже второй год находится в условиях всеобщего финансово-экономического кризиса, а о получении конкретного результата от каждого вложенного рубля задумались только сейчас.