Авиакомпания «Трансаэро» прекращает свое существование. На днях на совещании в правительстве РФ было принято решение о ее банкротстве. Между тем глубина продаж билетов на рейсы авиаперевозчика достигает нескольких месяцев, и на сегодняшний день непонятно, кто возьмет на себя выполнение этих обязательств. Эксперты отмечают, что уход «Трансаэро» в любом случае приведет к убыткам его партнеров из числа туроператоров и сокращению предложения в сегменте чартерных перевозок.
Напомним, 1 октября на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева было принято решение о банкротстве «Трансаэро». Кредиторы компании, в число которых входят Сбербанк, Внешэкономбанк и ВТБ, не смогли договориться о реструктуризации задолженности, в общей сложности достигающей около 85 млрд руб. В результате авиаперевозчик остановил продажу билетов.
Эксперты отмечают, что уход столь крупного, фактически ключевого игрока может существенно сказаться на всей структуре рынка. При этом наибольшие изменения претерпит сегмент чартерных перевозок.
«Авиакомпания «Трансаэро» играла значительную роль на рынке чартерных перевозок, особенно в той части, которая касалась длительных авиамагистралей, так как располагала подходящим типом судов. Речь идет о Юго-Восточной Азии, отдельных странах Карибского бассейна, а также Турции и Египте», — пояснил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
По словам экспертов, ситуация ставит под удар несколько крупных туроператоров, строивших свои турпакеты на полетных программах «Трансаэро», и десятки турагентств. В наиболее сложном положении оказался «Библио Глобус», у которого разорившийся перевозчик был ключевым партнером.
«Авиакомпания «Трансаэро» достаточно давно выбрала для себя базового туроператора, «Библио Глобус» консолидировала на нем многие направления, видимо, давала специальные цены. В связи с этим оператор оказывался в нижнем ценовом диапазоне и стягивал на себя существенную долю рынка. Сегодня известно, что он продал перевозки «Трансаэро» примерно 200 тысячам человек. Как раз на этой неделе решится вопрос, будет ли большая драма на туррынке, и кто за нее будет платить: турист, туроператор, «Турпомощь» — возможны разные варианты», — рассказал директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
По словам президента информационного туристического центра Свердловской области Вадима Винера, только в Свердловской области около 15 тысяч туристов на сегодняшний день купили билеты на будущие рейсы «Трансаэро».
«Механизм финансирования этих вылетов совершенно не проработан. У «Турпомощи» денег может не хватить. Сейчас нужны определенные действия властей, чтобы не допустить проблем еще больших, чем все банкротства туроператоров 2014 года», — пояснил он.
Между тем на сегодняшний день «Аэрофлот» в сообщении на своем сайте подтвердил, что все клиенты компании «Библио Глобус» с билетами АК «Трансаэро» с датой вылета до 9 октября будут перевезены с соответствии с расписанием.
Однако остается непонятным, как будут выполняться программы этого туроператора в дальнейшем. Они не исключают, что объемы сильно сократятся, целый ряд зарубежных представительств компании придется закрыть. Ситуация отразится и на работе туристических агентств, продававших турпакеты «Библио Глобуса».
«Даже в тот период, на который Аэрофлот гарантирует вылеты, понятно, что они будут осуществляться по остаточному принципу. Допустим, этих людей как-то отправят. Но дальше тоже возникают проблемы. Глубина продаж у компаний, активно работавших с «Трансаэро», достаточно велика. Неизвестно, что будет с предновогодними, новогодними турами. Также возникает вопрос, как будут работать 70% турагентств, существенную долю продаж которых составляли туры «Библио Глобуса». На все эти вопросы пока нет ответов ни у представителей власти, ни у «Аэрофлота», ни у Ростуризма», — рассказал Михаил Мальцев.
По его словам, у туроператоров на сегодня есть два варианта действий: либо вернуть клиентам деньги за путевки, либо найти другого авиаперевозчика, который сможет выполнить запланированную полетную программу. Однако здесь возникает ряд сложностей.
«Найти перевозчика можно. Дефицита предложения в этом сегменте сегодня нет. Есть много невостребованных судов, которые можно направить куда угодно. Но проблема в том, что вписаться в ту стоимость, которая была заложена в турпакеты с «Трансаэро» и оплачена туристами, будет практически невозможно. У компаний-партнеров этой авиакомпании экономика была привязана не просто к полетным программам, но к особым условиям, которые давали существенные привилегии. Это и невысокая цена, и рассрочка платежей — другие перевозчики на такие условия просто не пойдут», — пояснил Михаил Мальцев.
Эксперты отмечают, что эта проблема поставит под вопрос не только выполнение обязательств перед туристами, но и само существование туроператоров, работавших с «Трансаэро».
«Цена может отличаться настолько, что сделает туры заведомо убыточными. Операторы сегодня и так работают с минимальной рентабельностью, у них вряд ли есть возможность покрыть эту разницу за свой счет. Можно было бы предложить туристам внести доплату, но опять непонятно, на каком основании. Поэтому очевидно, что здесь зреет определенная проблема», — сказал исполнительный директор УАТ.
Таким образом, на сегодняшний день остается много вопросов, связанных с замещением «Трансаэро» на рынке авиаперевозок. При этом эксперты полагают, что организация вылетов граждан — лишь вершина айсберга. Они не исключают, что сложившаяся ситуация повлечет за собой цепь негативных последствий для туроператоров и турагентств, которая может нанести удар по всей туротрасли.