Ежемесячно в Свердловской области увеличивается число населенных пунктов, оставшихся без медицинского обслуживания. Среди пострадавших оказались как сельские территории, так и небольшие города. К числу пострадавших от оптимизации системы здравоохранения с 2017 года может присоединиться и Екатеринбург. С этого времени предполагается передать полномочия по медицинскому обслуживанию населения на уровень области. В этом случае, как считают специалисты, развитие системы здравоохранения в уральской столице может остановиться. Вслед за этим ситуация по всей области с качеством медобслуживания будет только ухудшаться.
За последние несколько месяцев в Свердловской области значительно расширилась география «горячих» точек, где население осталось без доступной медицинской помощи. После оптимизации, проводимой областным минздравом, под сокращения попали фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) в сельских территориях Ачитского, Алапаевского, Горноуральского и Михайловского городских округов.
В поселке Лобва Новолялинского городского округа с 1 октября 2015 года прекратит работу станция скорой медицинской помощи (СМП). Ее ликвидация проводится в рамках реорганизации ГБУЗ СО «Новолялинская РБ». Ранее в рамках преобразований в Лобвинском филиале больницы были закрыты детское, хирургическое, терапевтическое отделения, а также сокращены должности медработников по профилям. В 2013 году количество терапевтического коечного фонда сократилось с 40 до 10 коек.
Наиболее тяжелая ситуация сложилась в поселке Гари. Там в результате оптимизации пациентов из местной ЦРБ начнут возить за 160 км в Серов. Доведенные до отчаяния жители поселка обратились к президенту России. По их словам, из-за плохих дорог пациенты с такими болезнями, как инсульт, инфаркт сердца, аппендицит просто не доедут до больницы в Серове.
«Сотрудники бухгалтерии и главврач были выселены в здание поликлиники. По указанию правительства Свердловской области здание было передано мировому суду. Теперь, видимо, покойники сперва предстанут перед мировым судом, а затем уже — на кладбище с очищенной совестью, так как здание морга находится в нескольких метрах от мирового суда, то есть рядом», — говорится в обращении.
Как ни странно, обращения свердловчан, оставшихся без ФАП и СМП, доходят только к общественникам и депутатам. В министерстве здравоохранения Свердловской области о жалобах населения ничего не слышали.
«У меня информации о жалобах населения нет. По всем населенным пунктам требуется проверка», — пояснил сегодня представитель ведомства Константин Шестаков во время пресс-подхода к министру здравоохранения.
При этом Шестаков не допустил журналистов к главе минздрава Свердловской области за разъяснениями по поводу жалоб на доступность оказания медицинской помощи.
Тем не менее, несмотря на ухудшение ситуации по области, у свердловчан на сегодняшний день остается возможность получить высококвалифицированную медицинскую помощь в Екатеринбурге. Сегодня в больницах уральской столицы сосредоточены квалифицированные специалисты и высокоточное оборудование. Однако областные власти решили «поправить» систему здравоохранения в Екатеринбурге, по всей видимости, для создания единообразия со всем регионом.
Так, со следующего года будет снижена доля налога на доходы физических лиц в городской казне с 18% до 16%. По словам члена комиссии по бюджету и экономической политике Екатеринбургской городской думы Дмитрия Сергина, в результате сокращения ставки городские больницы могут остаться без ремонта и нового оборудования.
«Если сократят 2% НДФЛ в бюджете Екатеринбурга — «бюджета развития» не будет. Мы не сможем вкладывать средства в реконструкцию больниц и закупку оборудования», — сказал Дмитрий Сергин.
Вторую угрозу для медобслуживания горожан представляет собой передача полномочий в этой сфере на уровень области. О намерении взять под контроль систему здравоохранения уральской столицы руководство региона заявило городским депутатам на днях. Ожидается, что передача полномочий состоится в 2017 году.
В этом случае, как полагает Дмитрий Сергин, произойдет уравнивание финансирования районных больниц Свердловской области и Екатеринбурга. При этом вряд ли чиновники обратят внимание, что уровень медицинского обслуживания в уральской столице и в небольших городах имеет существенные различия. Таким образом, городским медучреждениям оставят средства только на текущие расходы.
«Я не исключаю, что будут экономить, например, на закупке оборудования. Сегодня в Екатеринбурге даже при недостаточном финансировании работают высококвалифицированные специалисты с высокоточным оборудованием. Это позволяет развивать систему здравоохранения. После перехода полномочий излишки уберут и останутся текущие расходы — заработные платы, налоги и оплата ЖКХ», — считает депутат.
Кроме того, по мнению Дмитрия Сергина, само расходование средств на медучреждения Екатеринбурга под управлением области будет неэффективным. В настоящее время городские больницы распределяют средства с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. В том числе проводится сокращение расходов на неиспользованные помещения или на невостребованный персонал.
«В области этого не происходит. Существуют огромные больницы, где условно один специалист целый этаж может занимать. При переходе на областной уровень это будет переведено в неэффективное звено — деньги будут улетать в трубу», — сказал Дмитрий Сергин.
Кроме того, нельзя исключать, что кривая линия оптимизации областных властей будет проведена по Екатеринбургу. В результате окраины города могут остаться без медучреждений на своих территориях.
По мнению депутата, после передачи полномочий на уровень региона развитие системы здравоохранения города может полностью остановиться. При этом в результате пострадают как жители Екатеринбурга, так и население всей Свердловской области.
«Необходимо, чтобы высокоточное оборудование и высококвалифицированные специалисты были сосредоточены в Екатеринбурге. В этом случае город сможет распространять все свои медицинские наработки на другие территории области», — отметил Дмитрий Сергин.
Сергей Беляев