Одним из немаловажных показателей успешного развития Екатеринбурга является уровень его благоустройства. Как правило, первое впечатление от города придает настрой гостям и деловым партнерам на дальнейшую работу с уральской столицей. Из года в год ведется работа по облагораживанию всех районов города. Тем не менее даже в центре Екатеринбурга остаются места, облик которых не менялся с 90-х. Это касается как их внешнего вида, так и постоянного контингента.
Одним из таких наследий «лихих» времен, которое наиболее бросается в глаза, остается Привокзальная площадь. Место, которое предназначено для ожидания поезда, проводов или встреч прибывших пассажиров, совершенно к этому не приспособлено. Горожане, по всей видимости, уже привыкли к ее облику, но без надобности стараются там не появляться. У гостей города, особенно из больших мегаполисов, может сложиться впечатление, что они оказались в провинциальном захолустье.
«Лицо» Екатеринбурга напоминает захолустьеПри выходе с железнодорожного вокзала буквально оказываешься на пустыре. Человек, впервые оказавшийся в городе, навряд ли сможет выбраться с Привокзальной площади без карты. С трудом можно найти указатели, которые помогли бы сориентироваться — найти выход к остановке, транспорту или гостинице.
Попытка пересечь Привокзальную площадь также сопровождается трудностями, особенно для пассажиров с большим багажом. Пешеходная зона представляет из себя разбитый асфальт с выбоинами. Непонятно как здесь оборудована ливневая канализация, поскольку после дождей подолгу сохраняются большие лужи. Ранее дорогу преграждали уличные ларьки и торговцы. Однако при усилии городских властей привокзальное пространство удалось очистить от этого «базара».
Для ожидающих поезда на Привокзальной площади комфорт не предусмотрен. В летний период сидеть в душном зале вокзала — мало приятного. Перед зданием самого вокзала установлены только две четырехместные скамейки. Еще несколько лавок можно найти на пешеходных зонах, которые ведут от вокзала к подземному переходу на улице Челюскинцев. Этого, мягко говоря, недостаточно, с учетом того, какой транспортный железнодорожный трафик идет через Екатеринбург. Люди вынуждены пристраиваться на бордюрах, лестницах или оконных проемах зданий. Большинство просто сидит на своем багаже. При этом нередко в соседстве с пассажирами пристраиваются бомжи.
Для ожидающих поезда комфорт на Привокзальной площади не предусмотрен Подождать поезд на Привокзальной площади можно и в местных заведениях общепита. Однако ни одно из них не превышает уровня закусочной для дальнобойщиков на автотрассах или условного кафе «У Ашота». Контингент там также собирается специфический. Более привлекательные заведения расположены за чертой этого привокзального пространства.
Уровень сервиса и контингент остался с 90-х годовОсобенно напряженно обстоят дела с чистотой Привокзальной площади. В первую очередь катастрофически не хватает урн. С каждой стороны пешеходной дорожки, где проходит основной трафик пассажиров, установлено от четырех до шести больших емкостей. При этом сосредоточены они в одном месте, а не на протяжении всего пути от железнодорожного вокзала до подземного перехода на улице Челюскинцев.
На Плотинке, к примеру, «мусорки» расставлены с расчетом, чтобы у горожан не было соблазна загрязнять улицы. При этом емкости органично вписаны в общее пространство с точки зрения дизайна.
Особенно напряженно на Привокзальной площади с чистотойВ результате уже к вечеру на Привокзальной площади в урнах скапливается мусор. Захламлены пешеходные дорожки. Площадка возле входа в старое здание вокзала и вовсе напоминает склад. Например, сегодня там можно увидеть груду мешков непонятного происхождения.
Пассажиров у вокзала встречают мешки непонятного происхожденияВ то время, как в городе формируются благоустроенные паркинги, Привокзальная площадь в этом плане далека от цивилизации. Из-за отсутствия разметок и указателей автомобилисты вынуждены оставлять свои машины у вокзала как попало, действуя на интуитивном уровне. Выйти с условной парковки пешком опасно. Выход теоретически находится возле памятника. Однако переход через дорогу, по которой транспорт объезжает памятник, не оборудован ни «зеброй», ни соответствующими знаками. Люди вынуждены перебегать с парковки на пешеходную часть на свой страх и риск.
Из-за отсутствия разметок машины на площади стоят как попалоЕдинственными привлекательными местами Привокзальной площади являются две дорожки, которые проходят под окнами домов, которые огораживают пространство. Здесь высажены деревья и проложена тротуарная плитка. Однако скамеек для отдыха не предусмотрено. Впечатление от прогулки по этим отрезкам портит остальной облик площади, который мало изменился с 90-х годов.
Праздных горожан на Привокзальной площади практически нет. Хотя «лихие» времена давно уже в прошлом. Однако здесь по-прежнему можно почувствовать околокриминальную атмосферу, которую создают так называемые «барыги», изгнанные когда-то из центральной части Екатеринбурга. Подозрительные личности настойчиво предлагают (или спрашивают) «золото, доллары, телефоны». При этом ни полиции, ни охраны на площади не видно.
Гулять по площади праздные горожане не решаются После пребывания на Привокзальной площади гости города могут испытать культурный шок, попав на облагороженные центральные улицы Екатеринбурга и прилегающие к ним районы.
В связи с этим логично возникает вопрос: кто виноват в том, что Привокзальная площадь — лицо города — буквально осталась в прошлом веке? Данная территория относится к категории неразграниченных земель, право распоряжаться которыми в мае 2013 года перешло к министерству по управлению госимуществом Свердловской области. В том же году ведомство передает Привокзальную площадь в аренду ОАО «Российские железные дороги» с условием, что это место будет благоустроено.
Однако после с Привокзальной площадью начинает твориться темная история. РЖД переуступили право аренды, а МУГИСО, судя по ответам чиновников, потеряло контроль за этим участком. Так, чиновники не могут пояснить, кто в настоящее время является арендатором, контролируются ли как-то условия договора аренды. Помимо этого, как стало известно УрБК, у арендатора Привокзальной площади к 1 июня 2015 года образовалась задолженность. Однако по вопросу оплаты аренды в МУГИСО ответить также не смогли.
Непонятно, чем вызвано такое равнодушие областных чиновников к месту, которое является лицом уральской столицы. Особенно удивляет позиция ведомства в преддверие Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Через три года Екатеринбург ожидает огромный приток гостей, которые будут прибывать в уральскую столицу, в том числе на железнодорожном транспорте. Подобное безразличие можно объяснить тем, что МУГИСО либо не желает, либо не может контролировать ситуацию с Привокзальной площадью.
Сергей Беляев