Летний сезон для уральского туристического рынка начался относительно спокойно, хоть и запоздал из-за отсутствия раннего бронирования. На зарубежных направлениях по-прежнему наблюдается снижение спроса до 50%, туроператоры вынуждены вести очень осторожную сбалансированную политику. В то же время на южных направлениях России «закипают страсти». Уже сейчас конкуренция заставляет участников рынка демпинговать, что, по мнению экспертов, может в дальнейшем привести к проблемам, известным по прошлому году — потере рентабельности и банкротствам.
«Мы ожидали очень большого падения спроса на лето 2015 года, но снижение рублевой стоимости доллара США и евро несколько воодушевило наших туристов. Лето началось, но с опозданием: если раньше мы бронировали в марте туры на полгода вперед, то теперь в апреле-мае — максимум на август», — рассказала директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова.
Эксперты отмечают, что продажи идут ровно, компании стараются вести максимально осторожную и сбалансированную политику, демпинга на международном рынке практически нет.
«Статистика показывает снижение спроса в целом по рынку на 50%. Финансовая ситуация совсем иная, чем в прошлом году, когда компании имели деньги, чтобы биться за долю рынка. Банки закрываются, кредитов нет, а за счет кредитов работали практически все наши авиаперевозчики. В то же время укрепление рубля несколько оживило интерес к турпродукту, по сравнению с началом года. Поэтому сегодня в благополучном варианте можно ожидать сокращения рынка процентов на 30», — пояснил директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
Наиболее популярны сегодня Турция и Египет — долларовые, безвизовые, хорошо приспособленные для отдыха с детьми. Из визовых стран пользуются спросом средиземноморские направления: лидирует Греция, есть интерес к Испании, Кипру и Криту.
Вместе с тем выбор маршрутов существенно уступает прошлогоднему. Многие рейсы отменены, почти все чартеры компании заказывают «в складчину», рассчитывая места в точном соответствии со спросом.
«К сожалению, этим летом нет полетов на Сардинию, прямых дальнемагистральных рейсов в Доминикану, Пелопоннес. Также отсутствуют рейсы на Рим, хотя есть на Римини, то есть Италия все-таки представлена», — пояснила Инна Аверьянова.
Что касается выбора отелей, эксперты отмечают, что предпочтения туристов резко разделились на две категории: это пятизвездочные отели для vip-клиентов и трехзвездочные — для массового потребителя.
«Vip-туристы по-прежнему бронируют 5 звезд, а вот средний сегмент практически отсутствует. Четырехзвездочные отели почти не бронируются: те, кто раньше в них отдыхал, теперь либо отказались от зарубежного отдыха вообще, либо стараются оптимизировать затраты и размещаются в более дешевых гостиницах. Соответственно, если говорить о сокращении спроса, компании, ориентировавшиеся на средний ценовой сегмент, «просели» больше, чем те, кто работал преимущественно с vip-клиентами», — отметила Инна Аверьянова.
Иная ситуация сложилась на внутреннем рынке. Эксперты опасаются, что конкуренция, возникшая на южных российских направлениях с приходом крупных туроператоров, вновь приведет к демпинговым войнам и дальнейшему разорению игроков рынка.
«Я думаю, что Сочи и Крым сегодня — это явный демпинг. Когда путевка на двоих на неделю стоит 33 тыс. руб., это смешно, такого быть не может при текущем уровне цен. Возможно, это начало новых проблем в турбизнесе: я уверена, что в этом году все, кто вышел на российский рынок, не заработают на нем», — пояснила директор «Инна-тур».
Олег Хигер полагает, что отчасти причиной демпинга является стремление туроператоров решить накопившиеся с прошлых лет проблемы, усугубленные недоступностью перекредитования.
«Отдельные случаи демпинга мы действительно видим. Если такие «чудеса» пойдут массово, это, конечно, может сказаться на безопасности наших туристов. Кто-то успеет побывать «в сказке», но это может обернуться риском для всех последующих. Я считаю, что здесь ответственность не на отелях, а на тех, кто формирует турпродукт и испытывает дефицит оборотных средств. У компаний есть долги перед авиаперевозчиками, отелями и так далее, и они стараются за счет собранных сейчас денег с этими долгами рассчитаться, надеясь, что клиенты будут идти и идти, и эта «дыра» закроется», — отметил он.
По словам эксперта, это работает только когда рынок растет. Когда он падает, такая политика приводит к увеличению кассового разрыва и, соответственно, риску банкротства.
В то же время, по мнению исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, сегодня крымский и сочинский демпинг еще не выходит за рамки разумного.
«Такая ситуация свидетельствует о том, что южные российские направления входят в систему конвейерного туризма. Стоимость туров будет варьироваться от даты к дате, будут «горячие» туры в случае отказов от забронированного турпродукта, но здесь пока нет ничего плохого. Это естественное следствие внедрения новой для данных направлений системы, ранее применявшейся только на зарубежных направлениях», — пояснил он.
Что касается Свердловской области, по словам экспертов, этим летом можно ожидать роста въездного турпотока, правда, лишь в случае благоприятных погодных условий.
«Сегодня мы наблюдаем рост интереса к событийному туризму в регионе, увеличение на 15-17% спроса на туры выходного дня. Однако прогнозы на весь сезон строить пока сложно: многое зависит от погоды», — пояснила директор ГБУ СО «Центр развития туризма» Эльмира Туканова.
Между тем купить путевку в санаторий или на базу отдыха уже сейчас достаточно сложно. Причину этого участники видят в недостаточности качественного номерного фонда в области и привычке санаторно-курортных учреждений работать с государственными и корпоративными клиентами.
«Глубина продаж в свердловских санаториях и базах отдыха с более или менее нормальным уровнем сервиса на сегодня достигает конца лета. К сожалению, таких мест у нас по области всего 20-25, число номеров в них варьируется от 10 до 100. Уже сейчас туроператорам очень сложно договориться с этими санаториями на размещение, допустим, туров выходного дня», — отметила генеральный директор компании «ТурЭкспоСервис» Наталья Ларионова.
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что ситуация на туристическом рынке сегодня относительно стабильна и в целом более благоприятна, чем можно было прогнозировать в начале года. Однако это равновесие очень неустойчиво, и уже сейчас прослеживаются тенденции, которые в будущем могут привести к новому коллапсу отрасли.
Елена Цылева