Уход компаний Opel и Chevrolet (входят в General Motors) из России стало ожидаемым следствием резкого падения продаж на российском авторынке на 70-80%. Вслед за ними из страны потянулись и другие зарубежные производители, которые несут убытки из-за девальвации рубля. На этом фоне эксперты ожидают массового закрытия дилерских центров.
Проблемы с реализацией автомобилей в России у Opel и Chevrolet начались еще в конце 2013 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, объемы продаж двух компаний в это время снизились на 15%. К концу 2014 года ситуацию усугубила девальвация рубля. Падение продаж обеих марок ускорилось. По итогам прошлого года продажи Opel в России сократились на 20%, продажи Chevrolet — на 29%.
С учетом того, что предпосылок к улучшению ситуации на рынке не видно, уход Opel и Chevrolet был ожидаемым. Но то, в какой форме это было сделано, повергло участников авторынка в шок. О том, что компании покидают страну, официальные дилеры в России узнали из СМИ.
«Мы об этом узнали вчера из средств массовой информации. На данный момент официальной информации от GM пока не поступало, скорее всего, она появится в ближайшее время. Сейчас нам известно только то, что компания уходит с российского рынка, и о том, что гарантийное обслуживание будет действовать», — сообщили УрБК в компании «Автобан» — официальном дилере Opel и Chevrolet в Екатеринбурге.
General Motors до конца июня 2015 года «законсервирует» завод Opel в Санкт-Петербурге, на калининградском «Автоторе» сборка будет закончена в феврале. Наряду с этим компания Chevrolet оставит в России только премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro. Сборка остальных автомобилей данной марки на ГАЗе завершится до конца года.
По мнению аналитиков, американские компании, по сути, дали старт к уходу с рынка другим игрокам. Уже через несколько часов после заявления Opel и Chevrolet крупнейший южнокорейский производитель автомобилей SsangYong объявил, что останавливает поставки автомобилей в Россию из-за резких скачков рубля. При этом SsangYong с начала 2015 года погрузок автомобилей для экспорта в Россию не производил. Еще один азиатский производитель — Honda (Япония) из-за низкого спроса остановила поставки хэтчбека Civic.
Вслед за Opel и Chevrolet рынок могут покинуть американский Ford и Peugeot. По оценке ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («РОАД»), дилерская сеть Ford находится на «грани разорения». Peugeot по итогам 2014 года попал в список аутсайдеров продаж.
«Многие марки автомобилей сейчас на грани ухода с рынка, их продажи упали на 70-80% по сравнению с февралем прошлого года — для бизнеса это катастрофа», — отмечает президент ассоциации Владимир Моженков.
В Екатеринбурге, по данным «Auto-Dealer», с начала 2015 года рекордное падение продаж демонстрируют автомобили марки Renault (-67% в январе текущего года). На 44% снизились за этот период продажи автомобилей KIA. Примерно на треть сократилось число проданных марок Toyota и Nissan.
«Серьезный провал авторынка в начале года ожидался — те, кто хотел выгодно вложить дешевеющий рубль или заработать на продажах машин, например, в Казахстане, уже совершили покупки в декабре. В январе рынок развивался по инерции — в салонах еще были остатки былой роскоши. В феврале и марте серьезных изменений тренда ждать не стоит», — отмечает директор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин.
Уход зарубежных производителей автомобилей с российского рынка повлечет за собой массовое закрытие дилерских центров. По словам Михаила Чаплыгина, некоторое время официальные дилеры, лившиеся иностранных партнеров, могут проработать сервисными центрами по обслуживанию проданных автомобилей.
«В конечном итоге парк автомобилей так или иначе уйдет. Остается либо уходить с рынка, либо искать новую марку. Однако поиск новой марки осложнен тем, что получить франшизу будет проблематично, поскольку существует плотная конкуренция», — сказал Чаплыгин.
По оценке «РОАД», в текущем году из-за падения покупательского спроса в России закроется 1 тыс. дилерских предприятий из более чем 4 тыс. В прошлом году свою работу прекратили 311 компаний. При этом причиной закрытия не обязательно становится уход с рынка зарубежного производителя. Иностранные корпорации, которые планируют продолжать работать в России, сокращают поставки. К примеру, объем экспорта южнокорейской компании SsangYong в прошлом году упал на 41% по сравнению с 2013 годом.
Возвращение General Motors в Россию при этом находится под вопросом. В корпорации, судя по их заявлению, будут ожидать улучшения ситуация на рынке и инвестиционного климата (например, определенные льготы на импорт комплектующих). Однако к тому времени, как ситуация на российском авторынке выправится, долю General Motors успеют распределить между собой оставшиеся в стране иностранные производители.
«Есть оптимистичные заявления GM о консервации завода. Однако у меня остаются вопросы, в какое время вернется GM, с каким продуктом и к каким дилерам после этого надо обращаться. Повторно для этой корпорации будет крайне сложно зайти на российский рынок, но найдутся ли партнеры в России, которые захотят работать с импортером, поступающим таким образом», — считает директор «Auto-Dealer-Екатеринбург».
Сергей Беляев