После развала СССР, в условиях рыночной экономики векторы развития Свердловской области менялись несколько раз. Все зависело от пришедшей к управлению команды губернатора. За это время, начиная с 2003 года, стратегия развития Екатеринбурга как столицы Среднего Урала не менялась ни разу. Принятый в тот год стратегический план развития города актуализируется, но не претерпевает глобальных изменений. В администрации муниципалитета заявляют, что и в дальнейшем стратегия развития меняться не будет.
Заместитель администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский провел экспериментальный семинар, на котором рассказал о том, как создавался стратегический план развития Екатеринбурга и как он работает на сегодняшний день.
По его словам, в начале 90-х годов Екатеринбург был на равных условиях с Челябинском и Пермью, однако на сегодняшний день столица Среднего Урала по основным социально-экономическим позициям превосходит не только ближайших соседей, но и другие города-миллионники России.
В частности, объем розничного товарооборота в 2014 году в Екатеринбурге ожидается на уровне 700 млрд руб., тогда как еще в 2006 году этот показатель составлял 201,7 млрд руб. Если говорить о точных цифрах 2013 года, то Екатеринбург находится на первой позиции (677 млрд руб.), а на второй и третьей позиции соответственно Уфа (419,2 млрд руб.) и Казань (409,6 млрд руб.). Если сравнивать с субъектами Российской Федерации за этот же период, то на долю Свердловской области приходится 954 млрд руб., (8-9 место по России), а без Екатеринбурга товарооборот составляет 277 млрд руб.
По показателям инвестиций в основной капитал среди городов-миллионников столица Среднего Урала занимает второе место с показателем 104,9 млрд руб., тогда как у Казани — 113,1 млрд руб. Тем не менее у Екатеринбурга основную часть инвестиций составляют средства бизнеса. Кроме того, официальная статистика не учитывает показатели екатеринбургских предприятий оборонно-промышленного комплекса.
«Когда нас обвиняли, что мы якобы губим промышленность в Екатеринбурге, то это было совершенно не так. Мы рядом с промышленными предприятиями смогли создать другие направления экономики», — отметил Александр Высокинский.
По его словам, впоследствии в разное время локомотивами развития города были разные сферы. В одно время оптово-розничная торговля, в другое — строительный сектор, а в нынешних условиях — машиностроение.
Отдельно замглавы администрации Екатеринбурга остановился на росте рождаемости и сокращении смертности в городе. На сегодняшний день первый показатель превышает второй, тогда как в Свердловской области, без учета столицы региона, наоборот.
Он считает, что городу удалось достигнуть снижения уровня смертности благодаря стратегии, заложенной в 2003 году, когда средства тратились не на покупку дорогостоящего оборудования, а на профилактику онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также на развитие службы скорой медицинской помощи, так как третьим показателем смертности является травматизм.
Говоря о взаимодействии с региональными властями, Александр Высокинский отметил, что есть несколько проектов, которые нужно реализовывать совместно с руководством Свердловской области. Однако не всегда порой находится понимание в отдельных вопросах.
Стоит отметить, что на сегодняшний день расходы на душу населения в Екатеринбурге составляют 25,7 тыс. руб. (Москва — 151,5 тыс. руб.), несмотря на то, что город является донором и от его благополучия во многом зависит наполняемость бюджета Свердловской области. В частности, от собранного в муниципалитете налога на доходы физических лиц, что напрямую связано с развитием бизнеса, то есть товарооборота, по решению правительства области отчисляется только 18%. Нижний порог — 15%.
При этом в Новосибирске этот показатель находится на уровне 30%, а в Свердловской области есть города-реципиенты, где расходы на душу населения выше, чем в Екатеринбурге.
«Когда я работал в советское время на заводе, то мне сразу сказали, что главный враг рабочего — это нормировщик. Чем больше сделаешь, тем выше норму тебе потом поставят», — пошутил Александр Высокинский.
По его словам, очень многое зависти от людей, которые находятся у власти, и какие они принимают решения, а главное — можно ли впоследствии проверить выполнение этих решений. Именно поэтому стратегические программы развития Екатеринбурга рассчитаны на пятилетки.
«Я могу сказать, что делали правильно, а что неправильно. Другие не могут. И иногда это делается намеренно», — подчеркнул он.
Напомним, что актуализированный стратегический план развития Екатеринбурга городские власти представят в 2017-2018 годах. В 2015 году обновлению подвергнутся порядка 20 проектов, которые касаются городского хозяйства и инженерного обеспечения, а также такие проекты, как «Город для пешеходов» и «Здоровье маленьких горожан». В целом же, как отметил Александр Высокинский, стратегия развития Екатеринбурга коренным образом меняться не будет.