Согласно новому постановлению правительства РФ, анонимный доступ к Интернету в ресторанах, метро, парках и других общественных местах запрещается. Оператор Wi-Fi-точки обязан предоставлять доступ в Интернет только после идентификации пользователя. Она будет осуществляться путем установления фамилии, имени, отчества пользователя, подтверждаемых основным документом, удостоверяющим личность. Крупнейшие интернет-операторы пока отказываются давать официальные комментарии. Однако, по мнению экспертов, они потеряют часть своей выручки. Поэтому общее число общественных точек доступа к Wi-Fi в Свердловской области может сократиться.
Отметим, что сведения о пользователе, включая фамилию, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также информацию об объеме и времени оказания услуг оператор обязан хранить не менее полугода и предоставлять правоохранительным органам в предусмотренных законами случаях.
Также в постановлении записано, что клиент оператора связи — юрлицо или индивидуальный предприниматель — должен предоставлять оператору список лиц, пользующихся Интернетом: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность. Этот список надо обновлять не реже одного раза в квартал.
В Минэкономсвязи РФ пояснили, что «если точка доступа Wi-Fi установлена оператором связи, то он должен отправить пользователю запрос на получение идентификационных данных по SMS или предложить специальную форму для указания данных перед открытием доступа в Интернет».
Введенные государством условия подключения вызвали недоумение даже у операторов связи, которые оказались совершенно не готовы к законодательным инициативам.
Гендиректор компании «Retail С» Марат Аванесян рассказал, что с трудом представляет то, как реализовать постановление правительства на практике. По его мнению, это грозит
серьезными последствиями.
«На мой взгляд, для этого следует разработать специальную программу, которая предложит пользователю Wi-Fi при подключении ввести необходимые данные, после чего они будут автоматически отправляться интернет-оператору. Главный минус — никто не сможет проверить достоверность вводимых данных, однако таким образом уже работает ряд сервисов на портале госуслуг», — рассказал Марат Аванесян.
По мнению телеком-аналитика Михаила Климарёва, количество общественных точек доступа к Wi-Fi после принятого решения может значительно сократиться.
«Не вижу никакого смысла менять существующую систему. От нововведений будет больше головной боли, чем какого-либо положительного эффекта. Прибыльность операторов после этого шага сильно снизится», — сообщил Михаил Климарёв.
По данным исследовательского центра портала Superjob, пользоваться Wi-Fi по паспорту в общественных местах готовы только 17% потребителей этой услуги.
Руководитель PR-направления ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» («Дом.ru») Светлана Иванова сообщила, что компания «оценивает данную ситуацию».
В екатеринбургском филиале данного оператора нам рассказали, что пока не ждут особых изменений.
«Мы сами узнали про эту инициативу только сегодня. Сейчас в точках общественного доступа мы предоставляем Wi-Fi по паре «логин-пароль», который можно получить либо через телефонный номер, либо путем вхождения в программу «Любимый абонент Дом.ру». И для того, и для другого необходимо ввести паспортные данные. Поэтому мы надеемся, что уже сейчас соблюдаем требования нового постановления правительства», — сообщили в екатеринбургском филиале компании ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг».
PR-менеджер ОАО «Вымпелком» в Уральском регионе Ксения Балашова отказалась от комментариев, сообщив, что «в данный момент ОАО «Вымпелком» внимательно вникает в суть возникшей ситуации».
Представитель другой интернет-компании, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что его фирма пока также отказывается от любых комментариев.
«Мы об этом узнали только сегодня. Можно с полной уверенностью сказать, что государство не посоветовалось с операторами перед принятием закона. Более того, многие интернет-компании сейчас переживают шок. Никто не был готов к такому развитию событий», — подчеркнул эксперт.
Впрочем, операторы связи оказались в относительно привилегированном положении. Дело в том, что у них как минимум есть лицензии на работы с персональными данными и технологические возможности идентификации клиентов хотя бы по номеру телефона. Как сообщается в разъяснении Минкомсвязи, теоретически операторы имеют право использовать для идентификации смс-сообщения. Считается, что телефонный номер сам по себе достаточный идентификатор, так как сим-карты в России можно получить только при предъявлении паспорта.
В куда более шатком положении оказались компании, предоставляющие бесплатный доступ в сети Wi-Fi, но операторами связи не являющиеся. К числу таковых можно отнести множество кафе, парикмахерских и других предприятий сферы обслуживания, где клиентам дают возможность воспользоваться Интернетом.
В разъяснении Минкомсвязи о таких компаниях не сказано вообще ничего. Если следовать букве закона, то прежде чем разрешить доступ в Интернет посетителям кафе, официант должен получить у них скан паспорта. Потом — соотнести его с устройством, с которого осуществляется доступ в сеть, а владелец заведения — еще и обеспечить хранение этой информации в течение полугода. Кроме того, исходя из этой логики, заведение должно обладать лицензией на обработку персональных данных пользователей, а также защищенным каналом их передачи провайдеру. Очевидно, что если закон будет реализован именно в таком виде, это приведет к исчезновению бесплатного Wi-Fi. Вряд ли владелец кафе или парикмахерской пойдет на такие проблемы ради незначительного конкурентного преимущества. Да и большинство наших сограждан вряд ли будут готовы предоставить свои данные ради бесплатного Интернета в кафе.
Гендиректор компании «Ресторан» Олег Ананьев полагает, что сильнее всего нововведения могут ударить по предприятиям быстрого питания.
«В серьезные рестораны посетители ходят не с целью подключиться к Wi-Fi, а для того, чтобы покушать и развлечься. К примеру, наша компания несколько раз пыталась установить оборудование для подключения. Однако особого спроса на данную услугу не было. Не поступило ни одной жалобы о наличии плохого или хорошего сигнала. Всем было все равно. А вот, к примеру, в кафе, кофейнях и мелких закусочных совсем другая ситуация. Туда часто ходят именно для того, чтобы посидеть в Интернете. Поэтому их посещаемость теоретически может снизиться», — полагает Олег Ананьев.
Менеджер кафе «Росток» Светлана Семенова рассказала о том, что заведение пока не ожидает падения потока клиентов.
«На мой взгляд, точки общепита окажутся в равных условиях. Если бы в одном месте оставили бы Wi-Fi без регистрации, а в другом ввели идентификацию для получения доступа, то все было бы иначе. Однако условия работы будут для всех одинаковыми. Поэтому не думаю, что мы столкнемся с серьезными трудностями», — считает Светлана Семенова.
Впрочем, эксперты в области отечественного законодательства и сетевых технологий полагают, что пока говорить о применении закона рано: разъяснения Минкомсвязи туманны, и многие вопросы в них пока совершенно не освещены. Более того, совершенно непонятно, кто и каким образом будет соблюдать их исполнение, и, главное, какие санкции будут налагаться за их неисполнение. Ведь владельцы точек доступа могут не вносить никаких изменений в существующее положение вещей и продолжить раздавать бесплатный Wi-Fi. Наказать их будет достаточно проблематично, так как операторами связи они не являются.
Вселяет надежды и еще один пассаж в разъяснении Минкомсвязи. «Если точка доступа Wi-Fi установлена частным лицом, никаких обязанностей у него в связи с изменениями не существует», — отмечает министерство. Не исключено, что эта формулировка будет использована для продолжения работы сетей в текущем режиме: точки Wi-Fi будут просто сданы в аренду частным лицам.