В последнее время широко обсуждается необходимость реформирования системы обязательного страхования автогражданской ответственности. Ранее страховщики сетовали на свою убыточность и требовали повышения тарифов. В октябре этого года стоимость страхового полиса обойдется автомобилистам уже дороже на 18-24%. Однако страховщики считают, что данного увеличения будет недостаточно, они ждали от правительства более кардинальных мер.
Напомним, что решением проблем ОСАГО уже не первый год занимаются Минфин, Госдума и Центральный Банк. Ранее обсуждалось несколько вариантов изменения тарифа. ЦБ предлагал повысить коэффициенты в 31 регионе России или увеличить базовый тариф на 23% в 2014 году и еще на 18-20% в 2015 году. Некоторые депутаты выступали против индексации тарифа, однако председательница комитета думы по финансовому рынку Наталья Бурыкина потребовала, чтобы ЦБ сделал необходимые расчеты по тарифам. Стоит отметить, что базовый тариф ОСАГО не повышался в течение 11 лет, и без поправок в закон ЦБ отказывался решать эту проблему.
В результате было решено увеличить максимальный лимит выплат по имуществу с 120 000 руб. до 400 000 руб. и при этом на 18-24% поднять тариф по ОСАГО. Данная поправка должна вступить в силу уже в октябре этого года. Кроме того, в 2015 году ЦБ определит новое увеличение тарифа.
Страховщики отмечают, что эта инициатива развяжет узел проблем с ОСАГО только временно. По их мнению, убыточность страховых компаний — основной недостаток существующей системы — никуда не денется. Для ее устранения нужны более кардинальные меры.
«Новая инициатива правительства — это не совсем полное решение проблем, так как вместе с тарифом по ОСАГО поднимается лимит выплат. Это не позволит страховщикам стабильно и качественно работать на рынке. Кроме увеличения максимального лимита со 120 тыс. руб. до 400 предполагается увеличение лимита по страхованию жизни. Если сейчас медицинские услуги оплачиваются в соответствии с прилагаемыми справками и документами, то в будущем предполагается, что эти выплаты будут напрямую зависеть от тяжести телесных повреждений», — прокомментировал ситуацию председатель союза страховщиков уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин.
По его мнению, новые поправки решат существующие проблемы лишь на какие-то время и не во всех регионах.
«Компании работают на рынке по-разному, охватывая различные аудитории, это зависит еще и от региона. Например, в Москве у страховщиков нет такой убыточности, как по отдельным регионам России. Увеличение выплат приведет к перераспределению доходов и расходов страховщиков, и на какой-то период времени эти проблемы будут решены. Однако это не совсем то решение, которое предполагалось. Тарифы не повышались более 10 лет, поэтому изменения должны быть более кардинальными. Пока правила игры не ясны, пока нет нового прозрачного законодательства, у страховщиков останутся убытки, а у потерпевших — недовольство осуществлением страховых выплат», — добавил он.
Стоит отметить, что в настоящее время в нашем регионе убыточность превышает тот процент, который установлен действующим законодательством — 77%. Более того, в УрФО есть отдельные районы, где убыточность превышает 90% и даже 100%. Результатом сложившейся ситуации стало то, что многие компании начали отказываться оформлять полисы ОСАГО, ссылаясь на то, что у них нет бланков. Также известны случаи, когда при оформлении автогражданки компании требуют от клиентов оплаты других услуг. С этой точки зрения также показателен тот факт, что, по данным российского союза автостраховщиков, 25% выплат по ОСАГО производится через суды.
То есть в данной ситуации страдают не только страховые компании, но и их клиенты. Председатель комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов отметил, что меры правительства по разрешению проблем ОСАГО долгожданные как для страховщиков, так и для автомобилистов, и в данной ситуации, по его мнению, всем остается только надеяться, что они окажутся действенными.
«Будем надеяться, что новые поправки как-то помогут развязать тот узел проблем с ОСАГО, которые сейчас существуют. На самом деле необходимость реформирования назрела уже давно, потому что размер страховых выплат не менялся с 2003 года, хотя за эти 11 лет цены на запчасти существенно выросли. Увеличение тарифа неизбежно повлечет за собой рост страховой премии. Возможно, страховые компании выйдут из того состояния убыточности, о котором сейчас заявляют. Ведь именно этой причиной они объясняют то, что навязывают своим потребителям различные допстраховки, или вообще заявляют о том, что у них нет бланков. Увеличение тарифа, в том числе и по мнению страховых компаний, должно эту проблему решить. А нам остается только надеяться и верить», — заключил эксперт.
Также стало известно, что с 2016 года Центробанк сможет изменять ставку тарифа ОСАГО как минимум раз в год. Кроме тарифа регулятор сможет менять с частотой раз в год коэффициенты, с помощью которых вычисляется стоимость полиса ОСАГО для каждого конкретного автовладельца.
Все предложения Минфин и ЦБ внесут в Госдуму уже на этой неделе, а депутаты рассмотрят поправки до конца весенней сессии.
УрБК будет следить за развитием событий.
Татьяна Юстус