Екатеринбург стал более гостеприимным городом. Являясь и раньше центром притяжения делового туризма, в первом полугодии 2014 года он превзошел сам себя: количество проведенных мероприятий увеличилось на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Эксперты отмечают, что рост спроса обусловлен скачком в развитии MICE-индустрии города (Meetings-Incentive-Conferences-Events — встречи, продвижение, конференции, события — 4 составляющие делового туризма). Вследствие увеличения отельной базы цены на средства размещения в городе упали, а качество обслуживания возросло.
Впрочем, у этого процесса есть и обратная сторона медали. Эксперты считают, что на фоне бурного развития екатеринбургской индустрии гостеприимства региональная практически чахнет: провинциальные отели закрываются. Участники рынка отмечают, что туристы едут в область разве что на небольшие экскурсии-однодневки, предпочитая к вечеру возвращаться в Екатеринбург.
По данным федерального статистического наблюдения, на конец 2013 года в Свердловской области действовали 329 средств размещения. При этом число мест в гостиницах по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 410 единиц. Эксперты отмечают, что сокращение номерного фонда региона произошло за счет закрытия небольших отелей за пределами Екатеринбурга. В столице Урала номерной фонд за последний год только увеличился.
Согласно аналитическим исследованиям консалтинговой фирмы «Урал Гермес», на данный момент в Екатеринбурге работает 109 гостиниц (из них три было открыто в 2013 году). В 2014 году планируется открытие еще двух новых гостиниц на 230 номеров — это четырехзвездочный отель Hilton на ул. Ленина, 9 (141 номер, 200 мест размещения) и отель на перекрестке улиц Ленина — Хохрякова (89 номеров, 100 мест размещения).
«Сокращение номерного фонда в Свердловской области произошло точно не за счет екатеринбургских средств размещения. Скорее всего, это небольшие компании, например, турбазы. Насколько мне известно, крупные екатеринбургские гостиницы пока все работают, ни одна не закрылась», — прокомментировала ситуацию директор ООО «Управляющая компания «ЮСТА» Марина Пичугина.
Неуклонный рост количества средств размещения в Екатеринбурге привел к тому, что уже на протяжении трех лет отельеры вынуждены держать цены на одном уровне и даже снижать их, несмотря на рост инфляции.
«Можно отметить хорошую для потребителей тенденцию в гостиничном бизнесе Екатеринбурга — снижение цен. Те гостиницы, которые раньше хорошо продавались по высокой стоимости, сегодня сбрасывают цену. Мы столкнулись с тем, что конкуренция продиктовала отельерам необходимость снижения стоимости их услуг. Можно констатировать факт того, что стоимость средств размещения в Екатеринбурге за последние три года сократилась на 20%», — отметила директор компании VisitUral.ru-Siberia Оксана Трофимова-Ниденталь.
С этой точки зрения привлекательность Екатеринбурга для проведения конгрессов, выставок и других крупных мероприятий только увеличилась, но вот бизнесу приходится непросто.
«Международные гостиничные сети занимаются бесконечным демпингом, обрушают рынок, сдавая номера практически даром. Это все очень плохо влияет на отрасль. Нам остается только удерживать клиентов сервисом, предлагая уникальные дополнительные услуги», — рассказала директор ООО «Управляющая компания «ЮСТА» Марина Пичугина.
Таким образом, можно сказать, что отели в Екатеринбурге становятся год от года качественнее и дешевле. Стоит отметить, что и спрос на проведение мероприятий на площадках нашего города увеличился.
«Спрос на конференц-услуги в этом году по сравнению с прошлым вырос на 25%, это можно сказать про все залы, которые существуют в Екатеринбурге. Соответственно, вырос и объем продаж. Но интересно отметить, что в этом году на 21% сократилось кейтеринговое обслуживание конференц-мероприятий, то есть люди стали экономить на еде — меньше заказывают кофе-брейков и обедов», — добавила Марина Пичугина.
В целом эксперты отмечают, что Екатеринбург уже готов к проведению крупных международных мероприятий. По словам Оксаны Трофимовой-Ниденталь, аэропорт, современный выставочный центр с конгрессной зоной, кейтеринг, транспорт и отельная база — все это по сравнению с другими городами России функционирует у нас на достаточно высоком уровне. Теперь главное — научиться презентовать себя, считает она.
«Для нас главное сегодня — научиться продавать наши площадки. В этом году, когда уже нет ожиданий по ЭКСПО, когда до ЧМ по футболу еще три года, наша задача состоит в том, чтобы научиться правильно позиционироваться, находить и притягивать к себе другие международные мероприятия своими силами. Для этого нам необходимы хорошие консалтинговые и маркетинговые кампании — этого не хватает, как, собственно, и грамотных специалистов в самой MICE-индустрии и продажах MICE-услуг», — отметила Оксана Трофимова-Ниденталь.
Впрочем, эксперты отмечают, что в ходе подготовки к ЭКСПО и ЧМ-2018 в индустрии гостеприимства города многое изменилось. Сейчас мы не можем говорить о наличии таких проблем, как отсутствие дешевых гостиниц или нежелание отельеров способствовать продвижению Екатеринбурга и области, как это было
год назад.
«В этом году решилась проблема с наличием дешевых или бюджетных средств размещения в Екатеринбурге за счет новых апарт-отелей и хостелов, которые расположены близко к центру и стоят примерно 500 руб. в сутки за одного человека. Сейчас можно отметить и то, что отели стали лучше сотрудничать с туроператорами: за привезенных туристов платят агентское вознаграждение порядка 10%, и чаще стали обращаться за экскурсиями, чего раньше вообще не было, то есть гости города сами искали себе развлечения в Интернете и звонили в турфирмы, теперь им достаточно подойти к стойке отеля», — рассказала директор туристической операторской компании «Профсервис» Наталья Бучинская.
Впрочем, скачок в развитии индустрии гостеприимства, по мнению экспертов, касается только Екатеринбурга, а в области и въездной туризм, и отельный бизнес по-прежнему оставляют желать лучшего: качество обслуживания здесь намного ниже, да и отели закрываются, видимо, не найдя свою нишу на рынке.
«Приезжающие в нашу область туристы чаще всего предпочитают останавливаться в гостиницах Екатеринбурга, а в другие города едут без ночевок, поэтому про отельный бизнес в регионе особо сказать нечего. Исключением, пожалуй, является Верхотурье. Здесь развит и паломнический, и светский туризм, но в основном люди едут туда, как говорится, «за духовным», — отметила Наталья Бучинская.
Таким образом, очевидно, что участие в конкурсе на проведение ЭКСПО-2020 и ЧМ-1018 не прошли для Екатеринбурга даром. Эксперты констатируют факт, что город сделал серьезный прорыв в MICE-индустрии. Конечно, для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году, по мнению специалистов, необходимо будет «подтянуть» на более высокий уровень и региональные средства размещения. Они отмечают, что уровень развития Екатеринбурга и окрестных городов пока еще очень отличается, и чтобы не испортить впечатления о регионе на международном уровне, эту разницу надо сгладить. Впрочем, на это у областных властей еще есть три года.
Татьяна Юстус