Эксперт: до конца 2014 года количество МФО может сократиться вдвое
УрБК, Москва, 15.05.2014. На конец 2013 года рынок микрофинансирования составил 85 млрд руб., хотя его потенциал — 350 млрд руб. В ближайшие три года рост рынка сохранится на уровне 40% в год. Об этом рассказал УрБК главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.
По его словам, рынок состоит из трех сегментов. Первый — классическое кредитование малого микробизнеса — его доля 50%. Второй сегмент — это аналог потребкредитования, его доля 35%. Третий это займы до зарплаты, что очень популярно развивается сегодня, доля этого сегмента около 15%. Половина микрофинансовых организаций находится именно в этом сегменте. Но в основном это маленькие компании, которые зачастую работают в закрытом формате.
«Сейчас в реестре микрофинансовых организаций находится 4 600 компаний. По моим оценкам, к концу этого года количество компаний должно сократиться вдвое. Этому поспособствует ряд новых требований к ведению микрофинансовой деятельности», — считает эксперт.
Во-первых, это запрет на упрощенную систему налогообложения. Это существенно уменьшит количество организаций, потому что многие из них не готовы переходить на нормальную систему учета, ведь это приведет к дополнительным издержкам.
Другое важное изменение — введение резервов для МФО. Сегодня очень мало компаний, которые имеют или начисляют резервы. Методика их формирования должна быть утверждена ЦБ во втором квартале. Это приведет к тому, что все МФО будут обязаны начислять резервы, а это, в свою очередь, убытки. Соответственно, изменятся финансовая ситуация и отечность компании.
«Сегодня ЦБ контролирует нормативы ликвидности и достаточности собственных средств. До этого момента МФО имели возможность не создавать резервы под возможные потери, тем самым завышая размер собственных средств. В результате компании с уставным фондом в 10 тыс. руб. могли совершенно спокойно существовать на рынке. Но после необходимости начисления резервов возникнет потребность в увеличении уставного капитала, который должен быть пропорционален размеру и сроку просрочки в компании», — отмечает А. Бахвалов.