Сегодня, 7 мая, исполняется ровно два года с того момента, как вновь избранный глава российского государства задал направление действий властных структур. С того момента на федеральном уровне удалось выполнить лишь половину «майских указов». Свердловская же область бодро отчиталась лишь о том, что выросли зарплаты бюджетников и снизился уровень безработицы. И это на фоне того, что бюджет региона именно из-за социальной направленности, которую носят и «майские указы», принят с дефицитом в 26,6 млрд руб., а государственный долг Среднего Урала составляет 33,4 млрд руб.
Согласно данным министерства экономки Свердловской области, уровень регистрируемой безработицы на 1 апреля 2014 года в среднем по Свердловской области составил 1,22%, что ниже аналогичного показателя 2013 года и ниже уровня регистрируемой безработицы по сравнению с 1 марта текущего года.
Так, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, на 1 апреля 2014 года составила 28 тыс. 268 человек, а число вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, в 1,24 раза превышает численность незанятого населения.
В январе-феврале 2014 года среднемесячная номинальная заработная плата составила 27 тыс. 462,1 руб., что выше на 9,3% уровня января-февраля 2013 года.
«В числе лидеров по темпам роста заработной платы в Свердловской области находятся «бюджетные» виды деятельности (120,2-123,4% к уровню января-февраля 2013 года). Эксперты отмечают, что положительная динамика заработной платы в «бюджетных» отраслях обеспечивается в ходе выполнения правительством Свердловской области социальных обязательств, установленных майским указом президента Российской Федерации», — говорится в сообщении департамента информационной политики.
В частности, на 57% увеличилась зарплата младшего медицинского персонала, у социальных работников учреждений социального обслуживания — на 52,3%, а у работников учреждений культуры и преподавателей, а также мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования — на 38,6% и 36,7% соответственно.
Вместе с этим в регионе, по данным Свердловскстата, с начала 2014 года потребительские цены на товары и услуги, оказываемые населению, повысились на 2,2%. В частности, продовольственные товары подорожали на 4%, в том числе продукты питания — на 3,9%, алкогольные напитки — на 5,1%. Отдельные продукты подорожали более чем на 40%, а некоторые и в 1,5-2 раза.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по области в конце марта 2014 года составила 3 тыс. 291 руб. и повысилась к уровню декабря 2013 года на 9,7% (в 2013 году — на 3,4%). Цены на бензин и дизельное топливо также выросли на 4%. Однако самым негативным показателем стал индекс промышленного производства, который в январе-марте 2014 года составил 89% к аналогичному периоду 2013 года.
В сфере добычи полезных ископаемых падение зафиксировано на уровне 12,2%, в обрабатывающем производстве, которое является основным для Свердловской области — на 11,5%, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — на 7,1%. Говоря о текущем положении в промышленности региона и особенно об обрабатывающем производстве, руководитель Свердловскстата Елена Кутина назвала его «колоссальным снижением».
«По сравнению с другими субъектами Уральского федерального округа, Свердловская область выглядит достаточно бледно. Индекс промышленного производства за I квартал в Тюменской области (без учета автономных округов) равен 113,4%, в Курганской области этот показатель достиг 106%, а в Челябинской области равен 100%», — отметила Елена Кутина.
Cнижение объемов производства автоматически скажется на количестве собираемости налогов. При этом у региона существует еще две основные проблемы: дефицит бюджета в 26,6 млрд руб. и государственный долг в 33,4 млрд руб. В связи с этим правительство Свердловской области закономерно начало сокращать расходы на госпрограммы до 2020 года. В частности, изменения коснутся госпрограммы «Управление государственными финансами Свердловской области до 2020 года» — на 215 млн руб., «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года» — на 32,8 млн руб.
«В соответствии с этими изменениями уменьшены значения целевых показателей. В частности, объем отгруженных товаров — на 200 млн руб., объем инвестиций в основной капитал — на 200 млн руб.», — сказал на заседании регионального кабинета министров и. о. министра промышленности и науки региона Сергей Сарапулов.
Таким образом, перед регионом реально нависла угроза дефолта, которую еще два года назад после опубликования майских указов прогнозировали для некоторых субъектов федерации экономисты. Между тем мнения аналитиков по поводу возможности дефолта Свердловской области разделились.
Независимый эксперт по вопросам финансов и экономики Григорий Вахитов считает подобное развитие маловероятным, так как неплатежеспособность не допустит Министерство финансов РФ.
«Дефолт регионов плохо сказывается на общей кредитной истории всего государства. К тому же у Свердловской области хороший потенциал с точки зрения промышленного производства. Если грамотно этим пользоваться, то и пополнение казны будет», — считает эксперт.
По его словам, скорее всего, Минфин предоставит регионам средства для погашения задолженности, однако на определенных условиях. «Вопрос в том, что это просто так не произойдет и чем-то придется поступиться: региональные министерства финансов тоже получают эти деньги не просто так», — добавил Георгий Вахитов.
Иного мнения придерживается финансовый аналитик Константин Селянин, который считает, что выполнение майских указов президента РФ стало тяжелым бременем для регионального бюджета, что повлекло за собой падение собираемости налогов и уход в тень малого и среднего предпринимательства.
«В результате порядка 4 млрд руб. область в этом году потратит на обслуживание долгов. Все эти факторы приведут к увеличению реального дефицита бюджета. Более того, по всей видимости, он будет закрыт новыми займами, что скажется большим бременем в будущем», — считает Константин Селянин.
При этом, по его словам, Минфин РФ вполне может допустить дефолт регионов, которые не смогут обслуживать свои долги, полагает эксперт. «Насколько я понимаю логику центральных финансовых властей, такой вариант рассматривается как нежелательный, но вполне допустимый. Не думаю, что Минфин будет выручать регионы, только в случаях ручного управления. Дадут команду спасти регион — спасут. Любой. Не дадут — не спасут. Тем не менее еще больше загонять себя в долги и надеяться на помощь от федерального центра — это не совсем правильно. Это показывает квалификацию региональных властей», — заключает аналитик.