Автомобилисты Екатеринбурга и Свердловской области все чаще сталкиваются с трудностями при оформлении полиса ОСАГО. Со временем ситуация только усугубляется, а ее решения как не было, так и нет. Все больше страховых компаний отказываются продавать ОСАГО, заявляя, что на это их вынудила рыночная ситуация. Сейчас большинство СК заявляют автолюбителям, что у них отсутствуют бланки. При этом когда в страховой компании проблем с бланками нет, гражданам предлагают кроме полиса приобрести пакет дополнительных услуг, от которых, как правило, отказаться нельзя.
«Ситуация с выдачей полисов ОСАГО в Екатеринбурге такая же, как и по всей России. Сейчас просто невозможно ни в одной страховой компании региона заключить договор без дополнительных услуг. Страховые компании их просто навязывают. В частности, компания Росгосстрах, один из крупнейших игроков на рынке, просила заключить договор по так называемому «расширенному ОСАГО». Когда у них пришло понимание, что по нему нужно все же иногда платить, то они стали навязывать заключение договора страхования жизни, который предусматривает выплаты только в случае смерти или инвалидности. То есть платить приходится крайне редко. Поэтому во всех страховых компаниях Екатеринбурга сейчас сложилась такая практика, что как только человек отказывается от дополнительной услуги, ему тут же честно говорят, что у них отсутствуют бланки полисов. Как только человек соглашается на дополнительную услугу, бланки тут же находятся», — рассказал представитель комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов.
Так, сотрудники офиса «АльфаСтрахование» по ул. Машиностроителей заявили УрБК, что в наличии бланков нет, но они появятся на следующей неделе. В компании «УГМК-Страхование» сообщили, что вообще приостановили выдачу полисов. В офисе Allianz сказали, что оформляют полиса ОСАГО только по предварительной записи. Запись идет на 3 недели вперед, так как наличие бланков ограничено. Компания «Росгосстрах» поставила перед потребителями ультиматум: получить полис обязательного страхования ОСАГО можно только купив дополнительно страхование имущества или жизни.
Правозащитники отмечают, что сейчас к ним поступает очень много жалоб на страховые компании, действия которых зачастую можно трактовать как прямое нарушение законодательства. В частности, так утверждает директор Екатеринбургского центра защиты прав потребителей Андрей Артемьев, апеллируя к п. 2 ст. 16 закона о защите прав потребителей, где говорится, что запрещается обуславливать оказание одних услуг оказанием других услуг.
«Убытки, причиненные подобного рода действиям, подлежат возмещению в полном объеме, поэтому если навязывают вторую услугу, то она в чистом виде является убытками. Клиент может заключить договор на эту дополнительную услугу, а потом может потребовать возмещения убытка в полном объеме, и суд будет на его стороне. Также можно потребовать возместить стоимость услуг юриста, привлеченного клиентом для обращения в суд», — пояснил Андрей Артемьев.
Также он добавил, что в соответствии со ст. 32 закона о защите потребительских прав, граждане имеют право в любое время расторгнуть договор, поэтому сразу после получения полиса ОСАГО можно написать заявление о расторжении второго договора.
Сами страховщики утверждают, что на подобные меры их вынудила сложившаяся на рынке ситуация: ОСАГО продавать невыгодно, поэтому чтобы не работать в убыток, они предлагают его в комплекте с другими услугами.
«То, что сейчас происходит с ОСАГО — это неправильно и нехорошо. Но ведь цель любой коммерческой структуры — это прибыль. Навязывая дополнительные услуги при продаже ОСАГО или уклоняясь от его реализации, страховые компании просто напросто защищают свои интересы и интересы акционеров. Эти действия направлены в первую очередь на то, чтобы сохранить функционирование самой системы», — прокомментировал ситуацию председатель союза страховщиков уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин.
Он отметил, что в Государственной думе РФ сейчас обсуждаются пути решения этой ситуации.
«Со стороны правительства есть предложения организовать продажу ОСАГО через Интернет, предоставить возможность реализации полисов союзам страховщиков, а также ввести повышенный территориальный коэффициент на полисы в тех регионах, где их продажа не покрывает затраты на ремонт дорог. Однако ни по одному из этих предложений положительного решения еще не принято», — отметил он.
Стоит отметить, что повышение территориального коэффициента стоимости ОСАГО было предложено Центробанком в марте этого года, если оно будет одобрено, то полисы подорожают в 31 регионе России. Свердловская область в их список не вошла.
Как ранее сообщалось в СМИ, заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин заявил, что Банк России готов рассматривать жалобы автомобилистов.
«О любых случаях непродажи полиса ОСАГО, навязывания дополнительных услуг, по которым есть доказательства, просим направлять документы в письменном виде в ЦБ. Мы будем рассматривать», — отметил он.
Эксперты обращают свое внимание на то, что в Свердловской области борьба с навязыванием услуг страховыми компаниями практически не ведется несмотря на то, что это многомиллионные доходы и прямое нарушение законодательства.