Одним из важных составляющих благосостояния регионов являются инвестиции. Именно от них зависит развитие региона и качество жизни населения. Что касается Свердловской области, то работа над улучшением инвестиционного климата региона ведется уже давно. Однако обладая достаточными ресурсами, область никогда не выходила в топ лидирующих регионов России, всегда уступая другим. По мнению аналитиков, немалую роль в этом играет менеджмент региона.
В феврале Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по рейтингам Свердловской области со «Стабильного» на «Негативный». Одновременно S&P подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента «ВВ+». Пересмотр прогноза по рейтингам Свердловской области обусловлен более слабыми показателями исполнения бюджета. Прогноз «Негативный» отражает мнение S&P об усилении рисков, связанных с ослаблением показателей ликвидности и ростом долговой нагрузки.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» оценило инвестиционный рейтинг Свердловской области на уровне 1B — «Высокий потенциал — умеренный риск». В группу лидеров, сочетающих минимальные риски для инвесторов с максимальным потенциалом для капиталовложений, Свердловская область не вошла. В нее вошли такие регионы как Московская область, Москва, Краснодарский край, Республика Татарстан.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Тимура Нигматуллина, привлекательность Свердловской области для инвестиций сейчас не превышает средний по России уровень. Дело в том, что темпы роста экономики региона на фоне негативной экономической конъюнктуры резко замедляются.
«Так, если в 2012 году ВРП рос на значительные 7,1%, то в текущем году вряд ли стоит ожидать роста более чем на 1-2%. Для сравнения: ВВП РФ за 2013 год вырос на 1,3%. Подобные прогнозы позволяет дать выходящая макростатистика. Например, динамика индекса промпроизводства региона за 2013 год составила всего на 0,1% г/г. Экономика области достаточно сильно пострадала от снижения деловой активности в обрабатывающих отраслях, т.к. в структуре ВРП на обрабатывающие производства области приходится 27,1%, против 17,3% в среднем по РФ», — пояснил аналитик.
По мнению заместителя генерального директора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрия Земерова, среди негативных факторов, которые тормозят привлечение инвестиций в регион, можно выделить недостаточно развитую инфраструктуру Свердловской области, уровень регионального законодательства находится на несоответствующем уровне.
«Также у нас есть в некоторых сферах бизнеса ограничения, куда доступ затруднен. А это определенные препятствия для инвестиционной привлекательности. Свердловская область воспринимается как недостаточно открытая для субъектов извне. В области не задерживаются субъекты предпринимательской деятельности, они предпочитают переводить бизнес в Москву», — считает Дмитрий Земеров.
Кроме того, по его мнению, уровень областного госдолга и его обслуживание играет немаловажную роль регионов в привлечении инвестиций.
Независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов отмечает, что Свердловская область обладает неплохим потенциалом для размещения производств, но очень сильно проигрывает другим областям.
«Например, мы проигрываем той же самой Калжуской области, которая разместила у себя ряд автопроизводителей. С точки зрения логистики мы могли бы размещать сборочные производства. Вместе с тем в России много выходцев среди финансово-промышленных групп Урала. Было бы неплохо для привлечения капитала, если бы они перевели свои штаб-квартиры из Москвы в Свердловскую область. Немаловажную роль в вопросе инвестиций играет судебная власть. Когда суды будут решаться не в пользу предпринимателей, а по закону — тогда многие предприятия будут базироваться здесь», — пояснил эксперт.
Ведущий экономист-аналитик инвестиционной компании «ВИТУС» Станислав Кузнецов отмечает, что в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленном Национальным рейтинговым агентством (НРА), Свердловская область входит в группу IC3 (высокая инвестиционная привлекательность — третий уровень), в которую также входят 10 регионов.
«При этом Свердловская область проигрывает группе регионов IC2 (высокая инвестиционная привлекательность — второй уровень), куда входят Белгородская область, Московская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург и Тюменская область, а также группе регионов IC1 (высокая инвестиционная привлекательность — первый уровень), в составе которой Москва и Сахалинская область», — добавил эксперт.
Вместе с тем Свердловская область обладает и большими преимуществами над другими регионами. По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, область выгодно отличается значительной урбанизацией, высокой деловой активностью и инвестиционной привлекательностью, развитой промышленной сферой и одновременно характеризуется относительно комфортными социальными показателями.
«Среди ключевых конкурентных преимуществ, несомненно, необходимо отметить такие факторы как концентрация крупных центров добычи многих важнейших полезных ископаемых, мощное индустриальное производство, развитая инфраструктурная база, сильный транспортно-логистический комплекс и довольно сильный агропромышленный комплекс, огромный потребительский рынок и сравнительно высокий уровень развития социально-бытовой сферы», — отмечает аналитик.
Финансовый аналитик Константин Селянин считает, что успех в инвестиционной деятельности зависит от двух уровней. Первый — исторический: Свердловская область обладает рядом преимуществ, например, имеет выгодное географическое положение, развитую промышленность, высококвалифицированные кадры. Второй уровень — действия региональных властей.
«Свердловская область держится на хорошем уровне в рейтингах только за счет своих преимуществ, касающихся промышленности и географического положения. Если с первым уровнем у нас все хорошо, то вот со вторым есть некоторые проблемы. В России есть более успешные примеры. Прежде всего это Калужская область, которая не обладая никакими серьезными плюсами, которые есть у нас, значительно обошла Свердловскую область. Усилия губернатора Калужской области направлены именно не инвестиционную привлекательность региона, обеспечивая преференциями бизнесменов, проводя более внимательную работу с ними. Все это привело к тому, что там расположено много иностранных предприятий, автопроизводителей. Калужская область — это пример, который могла бы повторить Свердловская область», — отметил аналитик.
Для того чтобы занять лидирующие позиции, Свердловской области нужно сделать немало для привлечения инвесторов в регион.
По словам Тимура Нигматуллина, чтобы преодолеть нынешнее сокращение деловой активности, правительству необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства для снижения риска инвестиций в экономику региона.
«Как пример можно привести формирование специальных фондов как федерального, так и регионального масштаба. На федеральном уровне сейчас действует РФПИ — 100% дочка ВЭБа. Однако федеральные фонды обычно не могут уделить достаточного внимания всем региональным проектам, например, из-за отсутствия у них потребности в большом объеме финансирования. Здесь работают региональные фонды. Например, сейчас запускается венчурный фонд в Омской области и Краснодарском крае. Впрочем, помимо работы над привлечением инвестиций, важно проводить политику по сокращению коррупции и повышения качества оказания госуслуг», — отмечает аналитик.
Вместе с тем Максим Клягин подчеркивает, что среди важнейших драйверов развития выступает прежде всего формирование прозрачной институциональной среды, снижение избыточных административных барьеров и создание максимально комфортного инвестиционного климата. Кроме того, необходимым фактором является развитие социально-бытовой и даже социально-культурной сферы, без чего сегодня невозможно эффективное привлечение трудового и интеллектуального капитала.