С начала 2014 года в Свердловской области произошло 394 кражи и случая угона автотранспорта. Это на 22% меньше, чем в прошлом году, однако пока говорить о том, что ситуация значительно улучшилась, нельзя, отмечают правоохранители. Всего за год злоумышленники угоняют до 4 тыс. автомобилей: в тройку наиболее популярных марок входят Toyota, Nissan и Mazda, а доля отечественных машин составляет лишь 10-12%. В розыск же объявляют по региону до 1 тыс. машин. Правоохранители подчеркивают необходимость ужесточения наказания за угоны, поскольку сейчас злоумышленников нередко даже не отправляют за решетку.
Чаще всего злоумышленники угоняют автомобили среднего класса стоимостью примерно от 500 тыс. руб. до 1,5 млн. 12-14% в статистике угонов занимают машины марки Toyota: Corolla, Yaris, Rav4, реже — Camri, также популярен Land Cruiser 200. Доля Nissan за последний год выросла до 14%, популярностью у автоугонщиков пользуются модели Almera, Tiida, Note. Также часто угоняют автомобили марки Mazda. Об этом сегодня на пресс-конференции сказал замначальника управления уголовного розыска ГУ МВД по Свердловской области Натиг Байрамов.
Популярность угоняемых автомобилей зависит от сбыта: если 5-7 лет назад часто угоняли автомобили премиальных марок, например, Audi, BMW и Mersedes, то теперь их почти не трогают, отмечает представитель МВД. «Угоняют машины, которые можно быстро продать. Очевидно, что Mersedes за 4 млн руб. будет продавать труднее, чем Toyota Rav4 за 800 тыс.», — говорит автоэксперт Максим Едрышов.
Кроме того, популярность отечественных автомобилей среди угонщиков в последние годы снижается и сейчас не превышает 10-12%. Нередко их угоняют, чтобы разобрать на запчасти или сдать в металлолом. «Снижение количества угоняемых ВАЗов, на мой взгляд, связано с тем, что их становится все меньше. К тому же угоняли старые модели, у которых нет никакой противоугонной системы», — отмечает эксперт.
Одна из основных проблем борьбы с автоугонами заключается в законодательстве, говорит замначальника свердловского угрозыска. В законе есть статья 150 УК РФ «Кража» и 166 УК РФ «Неправомерное завладение транспортным средством». Сейчас раскрываемость угонов находится на уровне 70%, то есть из 10 машин в среднем находят 7. Однако в дальнейшем, поскольку угонщик говорит, что не думал о хищении машины, суды избирают меру наказания, не связанную с пресечением свободы. «Часто это профессиональные автоворы, которые уходят от ответственности. Мы предлагали вообще убрать ст. 166 за ненадобностью. Во многих странах никого не интересует, хотел ты угнать или нет, открыл дверь — все. Этот вопрос обсуждается, но пока решения нет», — сказал Н. Байрамов.
Раскрываемость автокраж держится на уровне 22-23%. «Для нас это печальная цифра, но если сравнивать с другими большими городами, мы выглядим достаточно неплохо», — говорит представитель МВД.
Чтобы избежать угона, правоохранители и автоэксперты, во-первых, прежде всего советуют страховать автомобиль, однако здесь важно правильно выбрать компанию. Во-вторых, можно помечать машину маркировкой, например, на стеклах или нанести приметный рисунок на кузове. Кроме того, следует оставлять автомобиль на охраняемой стоянке, поскольку чаще всего угоняют машины, стоящие во дворах. Также можно пользоваться механическими видами блокировок, поскольку профессиональные угонщики очень быстро снимают электронные средства защиты с помощью высокотехнологичного оборудования, отмечает Н. Байрамов.
«Автоугоны всегда были достаточно прибыльным видом преступлений, и хищение дорогих машин по заказу в последнее время все больше набирает обороты. Не помогают никакие системы, которые устанавливают люди, потому что злоумышленники обладают серьезным современным оборудованием», — говорит Максим Едрышов.
Статистика угонов за последние годы в целом одинакова, отмечает генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков. При этом доля мошенничеств в этой сфере за последние 5 лет упала, поскольку плавно переместилась на тему повреждений: инициирование столкновения, получение больших по размеру выплат, чем положено. Это безопаснее, чем фальсифицировать угон машины, отмечает эксперт.
Примечательно, что отдельная страховка от угонов зачастую предусмотрена только в комплекте с другими типами страхования, а не отдельно. «Страховка только от автоугона выглядит очень подозрительно. К тому же разница составляет буквально 0,5%», — добавляет Александр Меренков.
В заключение стоит отметить, что зимой, в период сильных морозов, количество угонов снизилось до минимума. Однако с потеплением злоумышленники активизируются, и с наступлением лета некоторые угонщики направляют свои усилия на пригородные озера, например, Балтым, где отдыхают многие горожане. Кроме того, на Екатеринбург приходится 60-70% от всех угонов в регионе, поэтому автовладельцам стоит быть особенно бдительными.
Андрей Пермяков