Депутаты Законодательного собрания Свердловской области сегодня приняли во втором и третьем чтении проект бюджета региона на 2014 и плановые 2015-2016 годы. Несмотря на то, что с момента принятия главного финансового документа в первом чтении состоялось несколько согласительных комиссий и внесено было 30 поправок, прогнозная ситуация для крупных муниципалитетов, которым в будущем году урезают отчисления, не изменилась.
В повестке дня Законодательного собрания вопрос о принятии бюджета области во втором и третьем чтении значился девятым по счету. Однако говорить о нем депутаты начали задолго, так как на их рассмотрение внесли проект закона о финансовом обеспечении госгарантий на получение образования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях муниципалитетов в 2014 году.
Из доклада министра общего и профессионального образования Свердловской области Юрия Биктуганова следовало, что в 2014 году субвенции муниципалитетам по общему образованию составят 15,5 млрд руб., а по дошкольному — 8,3 млрд руб.
Тем не менее у депутатов возникли вопросы, которые касались заработной платы непедагогической части сотрудников образовательных учреждений. На сегодняшний день средняя зарплата сотрудников школ и детских садов составляет 23 тыс. руб. с учетом налогов. При этом нянечки, дворники и уборщицы получают от 6 до 8 тыс. руб., а некоторые директора школ получают по 100-120 тыс. руб. в месяц. На это Юрий Биктуганов ответил, что вопросы формирования зарплат находятся в компетенции муниципалитетов.
Однако на вопрос депутатов, какие субвенции выделены конкретно для каждого муниципалитета, и в том числе для Екатеринбурга, содокладчик министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко ответить не смогла.
Таким образом, худшие опасения о том, что субвенции в сфере образования на 2014 год так и остались непрозрачными, о чем неоднократно говорилось при обсуждении бюджета Свердловской области. Из-за этого в частности, да и в целом от отсутствия ясности, как распределяются межбюджетные трансферты, страдают муниципалитеты, главные финансовые документы которых сейчас находятся на стадии обсуждения и принятия.
В частности, мэр Нижнего Тагила Сергей Носов заявлял, что базовые цифры муниципального бюджета должны быть понятными, тем более в условиях экономической нестабильности формирование доходной и расходной части волнует не только муниципальных чиновников, но и простых граждан. Тем более, что в 2014 году город может потерять на 4 млрд руб.
Об этом же ранее заявлял глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. Так, потери столицы Среднего Урала составляют по прогнозам на 2014 год 7,2 млрд руб. При этом доходы составят 28,5 млрд руб., а расходы — 30,3 млрд руб. А основной источник пополнения муниципальной казны — налог на доход физических лиц — власти региона сократили на до 15%, тогда как в предыдущие годы он был больше.
Когда депутаты подошли к обсуждению проекта бюджета Свердловской области во втором и третьем чтении, то выяснилось, что после согласительных комиссий были разработаны 32 поправки. Вот только ситуация для большинства крупных муниципалитетов, которые являются донорами для региона, не изменилась. В частности, на комиссиях не рассматривалось комплексное развитие Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Верхней Пышмы. И, по большому счету, поправки касались лишь только общих направлений. Исключение сделали только для Верхнего Дуброво, Полевского и Ревды, которым добавили средств из-за выпадения доходов по земельному налогу и ремонт дамбы.
Более того, из безвозмездных доходов выпало почти 1,6 млрд руб. в сфере здравоохранения на лечение социально значимых болезней, которые оставило за собой государство. Таким образом, доходы Свердловской области на следующий год планируются на уровне 164,9 млрд руб., а расходы — 190,3 млрд руб.
Были пересмотрены отдельные статьи расходов, однако, к примеру, ясности по поводу развития дорог в Нижнем Тагиле, которое на согласительных комиссиях хотели оставить на уровне 2013 года, так и не стало. Непонятно, как будут распределяться средства на замену устаревших лифтов, на которые выделили 42,6 млн руб., и как сложится ситуация с компенсацией льгот на проезд в общественном транспорте в Екатеринбурге. Кроме того, вероятнее всего, межбюджетные трансферты будут искусственно тормозиться в течение полугода, в чем признался председатель комитета Законодательного собрания по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.
Большинством голосов депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли бюджет региона. При этом те, кто высказывался за его принятие, не исключили, что он будет корректироваться по итогам I квартала 2014 года в зависимости от того, как будет формироваться доходная часть. И есть все предпосылки, что она может и снизиться за счет уменьшения налога на прибыль организаций, а также продажи государственного имущества. В первом случае из-за стагнации экономики спрогнозировать поступление будет очень сложно. Во втором случае по той же причине объекты, которые могут быть проданы, упадут в цене, и правительству Свердловской области невыгодно будет их выставлять на продажу.
Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер, выступая перед депутатами, признался, что в бюджете много вопросов и проблем, но тем не менее сказал всем депутатам спасибо за плодотворную работу. Результаты этой деятельности муниципалитеты региона ощутят уже буквально через несколько месяцев.