Статьи
20.11.2013

Таможня решила заработать на бедах бизнеса

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comРоссия по инициативе Федеральной таможенной службы выходит из системы международных дорожных перевозок (TIR). Аналитики замечают, что единственными, кому могут быть выгодны новые правила, являются структуры, аффилированные с ФТС. Новые правила, по оценке экспертов, могут полностью парализовать транспортные перевозки, привести к резкому скачку цен на ввозимые товары, а также увеличить сроки поставок, что в итоге ударит по бизнесу и конечному потребителю. Кроме того, России следует ждать ответной реакции зарубежных стран, что, в свою очередь, затруднит экспорт отечественных товаров.

Ранее гарантом выполнения перевозчиками финансовых обязательств являлась Ассоциация международных автоперевозчиков. Отныне перевозчики в качестве обеспечения соблюдения транзита должны предоставить таможенникам денежный или имущественный залог, банковскую гарантию или предварительное декларирование с получением таможенного сертификата. С 1 декабря договор между ФТС и АСМАП по инициативе первых будет расторгнут. Отметим, что новые правила транзита уже действуют на юге России, на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Центральном регионе. С 19 ноября новые правила также начали действовать на таможенных постах с Прибалтикой и Финляндией. На остальных таможнях его введут до 1 декабря.

Руководитель филиала АСМАП в Уральском федеральном округе Александр Салаутин рассказал, что с началом действия новых правил на таможенных пунктах ряда регионов начали образовываться огромные заторы, а затраты на обеспечение выросли более чем на 50%.

«Стоимость движения транзитного груза выросла в среднем на 16 руб. за км, если учесть, что стоимость международных перевозок варьируется с 27 до 33 руб., то рост составил более 50%. В ряде таможенных пунктов очередь достигла 700 автомобилей, что говорит о транспортном коллапсе на въезде в страну. Увеличивается срок и стоимость доставки, конечная цена продукции. В результате страдает заказчик и конечный потребитель», — сообщил Александр Салаутин.

Мотивы решения ФТС, противоречащие международному праву, желанием пополнить бюджет страны назвать нельзя. Деньги, которые выводятся из оборота компании для обеспечения транзитных обязательств, им же потом и возвращаются. По оценке экспертов, единственной структурой, которой могут быть выгодны новые правила транзита, является ФГУП ФТС РОСТЭК. До недавнего времени компания была фактически монополистом, работающим на российской таможне и обеспечивающим таможенное представительство компаниям. Однако после многочисленных жалоб бизнес-сообщества на завышенные расценки РОСТЭК на высшем федеральном уровне было принято решение об упразднении монополии аффилированной с ФТС структуры.

В то же время, заблаговременно до вступления в силу новых правил обеспечения транзита, активизировалось некое ООО «Страховая компания «Арсеналъ». В настоящее время компания уже наладила деятельность в качестве поручителя, обеспечивающего транзит. Данный способ является самым быстрым и доступным для компаний, занимающихся транзитом товара по территории РФ. Конкуренты у организации фактически отсутствуют.

Интересно то, что членом правления ООО «Страховая компания «Арсеналъ» числится некий Геннадий Елисеев, который по совместительству является генеральным директором РОСТЭК-Гарант, одной из структур ФГУП ФТС РОСТЭК. Участники рынка предполагают, что принятие новых правил транзита, работающих в обход международного права и несущих значительные финансовые потери перевозчикам и производителям, может быть выгодно конкретным бизнес-структурам, аффилированным с ФТС.

Представителем ООО «Страховая компания «Арсеналъ» в УрФО является «Евро-азиатский логистический таможенный брокер» (ЕЛТБ). Директор таможенного оператора ЕЛТБ Юрий Дворный рассказал, что с момента вступления в силу новых правил таможенного транзита расходы перевозчиков выросли почти в 10 раз.

«Авансовый метод обеспечения транзита выводит из оборота компании значительные средства до момента доставки груза. В случае регулярных перевозок финансовые потери существенно скажутся на работе компаний», — сообщил Юрий Дворный.

Новые правила транзита в значительной степени увеличат внутренние производственные издержки российских предприятий, уверен исполнительный директор СОСПП Павел Воротков. По словам эксперта, измененные условия работы снизят конкурентоспособность отечественной продукции.

«Внутренние производственные издержки — беда российских производителей. Уже в Канаде дешевле выпускать продукцию, чем у нас по причине дороговизны ресурсов и множества других факторов. Вслед за принятием новых правил иностранные государства введут аналогичные условия для въезда российских перевозчиков. Это увеличит внутренние издержки наших перевозчиков, а также возрастет себестоимость российских товаров. Ни те, ни другие будут не способны конкурировать», — считает Павел Воротков.

Между тем, как отмечают эксперты, полномочий на изменение правил международной конвенции у ФТС не было. Более того, Минэкономразвития и Министерство иностранных дел РФ высказались против решения таможенников, так как оно противоречит юридическим нормам и напрямую влияет на экономику страны и ее положение в международной среде. Однако профильный орган — Минтранс РФ — держит одобрительное молчание, что придает таможенникам уверенности.

Более того, Высший арбитражный суд признал неправомерность решения ФТС. Оспариванием новых правил занимались представители бизнес-сообщества. Однако для представителей таможни решение арбитража значение не возымело, тут же был составлен список новых требований, которые еще предстоит оспорить. Эксперты уверены, что ФТС тянет время до 1 декабря, когда договор с АСМАП, ранее являвшимся поручителем по обеспечению транзита, будет окончательно расторгнут.

Тем не менее бизнес не сдается, обращения об отмене решения ФТС направлены на высший федеральный уровень. Участники рынка уверены, что в будущем стоит ждать новых исков и в высший арбитраж. Однако до тех пор, пока таможенников урезонят, бенефициар новых правил транзита получит немалую прибыль.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
21.11.2013 Неоправданно дорого: новые таможенные правила приведут к удорожанию автоперевозок

Россия по инициативе Федеральной таможенной службы выходит из системы международных дорожных перевозок (TIR). Аналитики ...

06.11.2013 Уральское таможенное управление упростит автоперевозку товаров при таможенном транзите

УрБК, Екатеринбург, 06.11.2013. В Уральском таможенном управлении пройдет эксперимент, согласно которому с 1 ноября ...

05.08.2013 Таможня России: международные обязательства в минусе

Федеральная таможенная служба меняет в России действие международной системы таможенного транзита, объединяющую 68 ...

02.08.2013 Позор на весь мир: таможня России нарушает международные обязательства

Федеральная таможенная служба меняет в России действие международной системы таможенного транзита, объединяющую 68 ...

12.01.2009 Украина согласилась с новыми «газовыми» правилами

Украина сегодня подписала правила мониторинга транзита газа без каких-либо оговорок. Об этом сообщает агентство «РИА ...