Россия по инициативе Федеральной таможенной службы выходит из системы международных дорожных перевозок (TIR). Аналитики замечают, что единственными, кому могут быть выгодны новые правила, являются структуры, аффилированные с ФТС. Новые правила, по оценке экспертов, могут полностью парализовать транспортные перевозки, привести к резкому скачку цен на ввозимые товары, а также увеличить сроки поставок, что в итоге ударит по бизнесу и конечному потребителю. Кроме того, России следует ждать ответной реакции зарубежных стран, что, в свою очередь, затруднит экспорт отечественных товаров.
Ранее гарантом выполнения перевозчиками финансовых обязательств являлась Ассоциация международных автоперевозчиков. Отныне перевозчики в качестве обеспечения соблюдения транзита должны предоставить таможенникам денежный или имущественный залог, банковскую гарантию или предварительное декларирование с получением таможенного сертификата. С 1 декабря договор между ФТС и АСМАП по инициативе первых будет расторгнут. Отметим, что новые правила транзита уже действуют на юге России, на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Центральном регионе. С 19 ноября новые правила также начали действовать на таможенных постах с Прибалтикой и Финляндией. На остальных таможнях его введут до 1 декабря.
Руководитель филиала АСМАП в Уральском федеральном округе Александр Салаутин рассказал, что с началом действия новых правил на таможенных пунктах ряда регионов начали образовываться огромные заторы, а затраты на обеспечение выросли более чем на 50%.
«Стоимость движения транзитного груза выросла в среднем на 16 руб. за км, если учесть, что стоимость международных перевозок варьируется с 27 до 33 руб., то рост составил более 50%. В ряде таможенных пунктов очередь достигла 700 автомобилей, что говорит о транспортном коллапсе на въезде в страну. Увеличивается срок и стоимость доставки, конечная цена продукции. В результате страдает заказчик и конечный потребитель», — сообщил Александр Салаутин.
Мотивы решения ФТС, противоречащие международному праву, желанием пополнить бюджет страны назвать нельзя. Деньги, которые выводятся из оборота компании для обеспечения транзитных обязательств, им же потом и возвращаются. По оценке экспертов, единственной структурой, которой могут быть выгодны новые правила транзита, является ФГУП ФТС РОСТЭК. До недавнего времени компания была фактически монополистом, работающим на российской таможне и обеспечивающим таможенное представительство компаниям. Однако после многочисленных жалоб бизнес-сообщества на завышенные расценки РОСТЭК на высшем федеральном уровне было принято решение об упразднении монополии аффилированной с ФТС структуры.
В то же время, заблаговременно до вступления в силу новых правил обеспечения транзита, активизировалось некое ООО «Страховая компания «Арсеналъ». В настоящее время компания уже наладила деятельность в качестве поручителя, обеспечивающего транзит. Данный способ является самым быстрым и доступным для компаний, занимающихся транзитом товара по территории РФ. Конкуренты у организации фактически отсутствуют.
Интересно то, что членом правления ООО «Страховая компания «Арсеналъ» числится некий Геннадий Елисеев, который по совместительству является генеральным директором РОСТЭК-Гарант, одной из структур ФГУП ФТС РОСТЭК. Участники рынка предполагают, что принятие новых правил транзита, работающих в обход международного права и несущих значительные финансовые потери перевозчикам и производителям, может быть выгодно конкретным бизнес-структурам, аффилированным с ФТС.
Представителем ООО «Страховая компания «Арсеналъ» в УрФО является «Евро-азиатский логистический таможенный брокер» (ЕЛТБ). Директор таможенного оператора ЕЛТБ Юрий Дворный рассказал, что с момента вступления в силу новых правил таможенного транзита расходы перевозчиков выросли почти в 10 раз.
«Авансовый метод обеспечения транзита выводит из оборота компании значительные средства до момента доставки груза. В случае регулярных перевозок финансовые потери существенно скажутся на работе компаний», — сообщил Юрий Дворный.
Новые правила транзита в значительной степени увеличат внутренние производственные издержки российских предприятий, уверен исполнительный директор СОСПП Павел Воротков. По словам эксперта, измененные условия работы снизят конкурентоспособность отечественной продукции.
«Внутренние производственные издержки — беда российских производителей. Уже в Канаде дешевле выпускать продукцию, чем у нас по причине дороговизны ресурсов и множества других факторов. Вслед за принятием новых правил иностранные государства введут аналогичные условия для въезда российских перевозчиков. Это увеличит внутренние издержки наших перевозчиков, а также возрастет себестоимость российских товаров. Ни те, ни другие будут не способны конкурировать», — считает Павел Воротков.
Между тем, как отмечают эксперты, полномочий на изменение правил международной конвенции у ФТС не было. Более того, Минэкономразвития и Министерство иностранных дел РФ высказались против решения таможенников, так как оно противоречит юридическим нормам и напрямую влияет на экономику страны и ее положение в международной среде. Однако профильный орган — Минтранс РФ — держит одобрительное молчание, что придает таможенникам уверенности.
Более того, Высший арбитражный суд признал неправомерность решения ФТС. Оспариванием новых правил занимались представители бизнес-сообщества. Однако для представителей таможни решение арбитража значение не возымело, тут же был составлен список новых требований, которые еще предстоит оспорить. Эксперты уверены, что ФТС тянет время до 1 декабря, когда договор с АСМАП, ранее являвшимся поручителем по обеспечению транзита, будет окончательно расторгнут.
Тем не менее бизнес не сдается, обращения об отмене решения ФТС направлены на высший федеральный уровень. Участники рынка уверены, что в будущем стоит ждать новых исков и в высший арбитраж. Однако до тех пор, пока таможенников урезонят, бенефициар новых правил транзита получит немалую прибыль.