Депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в статью 3.1 регионального закона «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций». По нему предприятие может пользоваться льготой в случае увеличения среднегодовой стоимости имущества, подлежащего налогообложению. Сейчас же поправки предусматривают сокращение списка таких компаний, так как, по мнению министерства экономики, в результате различных схем преференция помогает уйти от уплаты налогов, и в результате бюджет недополучает порядка 150 млн руб. В основном эти претензии касаются торговых центров. Участники рынка считают, что если поправки не будут скорректированы, это может привести к закрытию торговых центров.
На заседании Законодательного собрания региона заместитель министра экономики области Татьяна Голикова отметила, что в 2012 году льготой в случае увеличения среднегодовой стоимости их имущества, подлежащего налогообложению, воспользовались 457 организаций. Общая сумма составила 1 млрд 450 млн рублей.
Тем не менее, по ее словам, преференцией пользуются в настоящий момент не только предприятия, которые сделали инвестиции в свой основной капитал. Она также распространяется на организации, которые увеличили стоимость своего имущества в рамках переоценки основных средств, а также приобрели его у аффилированных лиц и учли активы торговых комплексов или торговых центров. Именно они и лишатся льготы по налогу на имущество, если поправки будут одобрены депутатами.
В ходе обсуждения часть депутатов проголосовала против, мотивируя свое решение тем, что, в частности, непонятен механизм применения поправок. Кроме того, непонятно, каким образом будут отличать «добросовестного» налогоплательщика от «недобросовестного».
«Эта льгота действует с 2006 года, и получается, что только сейчас правительство сделало вывод, что у нас воруют», — пояснил свое решение Андрей Альшесвких.
В пику ему Евгений Артюх, который является членом «Опоры России», заявил, что торговые центры в Свердловской области не платят налоги в бюджет. «В Воронеже один торговый центр перечисляет в бюджет 9 млн рублей, а у нас только 2,1 млн рублей. Это не малый и средний бизнес — это ритейл», — заявил депутат.
Тем не менее, его коллега Анатолий Никифоров, который является совладельцем крупного оптово-розничного рынка «Таганский ряд», посчитал, что подобные претензии необоснованны. «Должны быть какие-то критерии, чтобы говорить о том, что торговые центры — недобросовестные налогоплательщики», — подчеркнул он.
В результате поправки в статью закона все же были приняты в первом чтении. В дальнейшем корректировку в них может внести рабочая группа из числа депутатов Законодательного собрания и представителей министерства экономики.
Участники рынка считают, что выпады Евгения Артюха в сторону торговых центров необоснованны, так как нельзя в данном случае говорить о «средней температуре по больнице» и сравнивать положение дел в Екатеринбурге с другими территориями.
«Ему, конечно же, видней, но мне сложно представить, что торговый центр заключил договор аренды с иностранной компанией, документ прошел госрегистрацию, и потом арендатор идет к арендодателю с портфелем наличных. Может быть, в мелких торговых точках такое и практикуется, но тогда о неуплате налогов можно говорить и про малый и средний бизнес», — считает генеральный директор УК «R.management» Алексей Мальцев, явно намекая на то, чьи интересы представляет «Опора России».
Как отметил директор ТЦ «Парк Хаус» Сергей Николайченков, несколько лет назад строительство торгового центра в Екатеринбурге окупалось за 4-5 лет. Сейчас ситуация изменилась, и для того, чтобы только вернуть инвестиции в проект, требуется 6-7 лет. Это в том случае, если строительство ведется в центре города. В других районах данный период может достигать и 10 лет.
«Говорить о том, что абсолютно все торговые центры не платят налоги — это, по меньшей мере, неправильно. Мы прекрасно понимаем, что раздражающим фактором для отдельных чиновников и депутатов являются несколько конкретных торговых центров», — считает он.
Эксперт также отметил, что поспешное принятие поправок в статью 3.1 регионального закона «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» может привести к закрытию торговых центров и заморозке новых проектов.
«Не стоит также забывать, что торговые центры обеспечивают территории тысячами рабочих мест. Кроме того, нужно учитывать косвенные налоги от их деятельности, которые также двигают экономику», — подчеркнул Сергей Николайченков.
Известно, что в регионы Минфин РФ «спустил» рекомендации по оптимизации расходов и росту доходов при формировании местного бюджета. В частности, нужно оценить предоставляемые льготы и установленные ставки по налогам, не влияющие на стимулирование предпринимательской активности, а также пересмотреть ставки по региональным налогам. В этом свете выглядит логичным, что правительство Свердловской области начинает «закручивать гайки» по налогам, чтобы обеспечить поступление средств в региональную казну.
При этом рекомендации эти не были показаны депутатам регионального Законодательного собрания до момента вынесения бюджета области на обсуждение. Тем не менее, большинством голосов главный финансовый документ Свердловской области с дефицитом в 25,4 млрд руб. был принят в первом чтении.