Проект бюджета Свердловской области на 2014-2016 годы сейчас находится на рассмотрении депутатов Законодательного собрания региона. Во многом от того, как он будет принят, зависит состояние казны Екатеринбурга в 2014 году. Конечно, если его примут в том состоянии, в котором он поступил к парламентариям, город все равно выполнит свои обязательства по социальной части бюджета. А вот та часть, которая предусмотрена на развитие столицы Среднего Урала, даже в краткосрочной перспективе может пострадать. И это напрямую скажется на развитии бизнеса в Екатеринбурге.
В проекте бюджета Екатеринбурга на 2014 год указано, что доходы городской казны составят 28 млрд 571 млн руб., а расходы — 30 млрд 360 млн руб. При этом главный финансовый документ Свердловской области на 2014 год, несмотря на дефицит в 30 млрд руб. и государственный долг в 19 млрд руб., увеличен по сравнению с 2013 годом на 10 млрд руб.
Основными источниками дохода Екатеринбурга является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и земельные платежи. При этом от общей суммы дохода, которая в 2012 году составляла 128,3 млрд руб., в городе оставалось только 15,5%, тогда как 58,7% и 25,8% были направлены соответственно в областной и федеральный бюджеты.
По законодательству власти субъекта федерации могут оставлять городу до 40% от собранного НДФЛ. В 2011 году у Екатеринбурга этот показатель был на уровне 30%, а сейчас снизился до 18%. А каждые 10% от сбора этого налога приносили в городскую казну порядка 3-4 млрд руб.
По словам заместителя главы администрации Екатеринбурга Александра Высокинского, порядка 28 млрд руб., которые заложены в бюджете города на 2014 год, составляют обязательные платежи.
«То есть получается, что мы эти деньги «проедим», а на развитие нам ничего не останется, если бюджет Свердловской области будет принят в том виде, в каком он запланирован», — отметил Александр Высокинский.
На будущий год бюджет Екатеринбурга рискует потерять порядка 7 млрд рублей, из которых 2,7 млрд руб. — это налог на доходы физических лиц, а остальное приходится на межбюджетные трансферты по государственным программам. Эти средства соответственно не пойдут на социальную инфраструктуру (школы, детские сады и больницы), что может ударить по комплексному освоению земель при строительстве жилого фонда.
Александр Высокинский уверен, что уровень в 1 млн кв. м. жилья, которые ежегодно сдаются, нужно поддерживать, иначе это сразу же скажется на цене квартир. «Если предложение будет меньше, чем спрос, то цены, которые и так у нас достаточно высокие, вырастут еще», — считает он.
Еще одной социальной составляющей межбюджетных трансфертов, которая приведет к негативным экономическим последствиям, является компенсация затрат на проезд в общественном транспорте граждан, имеющих льготы федерального и регионального уровня. На эти цели нужно 745 млн руб., которых у Екатеринбурга нет. Если в бюджете Свердловской области этих денег также не окажется, то частные и муниципальные перевозчики окажутся в шаге от банкротства. При этом стоит отметить, что в городских транспортных предприятиях трудятся более 10 тыс. человек.
На сегодняшний день Екатеринбург при сложившемся распределении доходов развивается в основном за счет коммерческих инвестиций. Однако исключать полностью финансирование за счет регионального бюджета нельзя, потому что на каждый бюджетный рубль приходится три рубля частных инвестиций.
В данном случае показательно, что Екатеринбургу урезали финансирование по программе «Столица». Первоначально планировалось, что с 2013 года и в течение последующих пяти лет область перечисляет городу по 4 млрд руб. Однако буквально недавно программа была урезана, и Екатеринбургу на 2014 год будет перечислено порядка 760 млн руб. на завершение строительства объектов, начатого в 2013 году. Остальные средства выделяются на реконструкцию Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (ЕКАД), которая является трассой областного подчинения.
«Реконструкция и строительство ЕКАД, безусловно, важна и нужна, так как в Екатеринбурге 30% от общего количества транспорта — это иногородние автомобили. Не будет их — дороги будут разгружены. Но, тем не менее, строить развязки в городе тоже нужно. Построенная дорога — это всегда новая территория для освоения бизнесом», — считает Александр Высокинский.
В данный момент в Свердловской области ситуация такова, что порядка 80% муниципальных образований — реципиенты, то есть получают деньги из региональной казны. Екатеринбург и еще несколько крупных городов являются донорами.
«В данном случае я вижу, что идет уничтожение богатого Екатеринбурга в пользу бедных муниципалитетов», — оценил складывающуюся ситуацию депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Сергин.
С ним согласны его коллеги по городскому парламенту Елена Дерягина и Светлана Учайкина, которые считают, что «бюджет развития» городу нужен для того, чтобы развивать такие территории, как Изоплит, Горный Щит и другие поселки, входящие в состав муниципального образования «город Екатеринбург».
Говоря о процедуре верстки регионального бюджета, вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Марина Вшивцева отметила, что его нужно обсуждать и с бизнесменами.
«Нам нужно понимать, есть ли у бюджета возможность инвестировать в какие-то проекты. Особенно сейчас, когда фиксируются кризисные явления, снижается индекс промышленного производства, предпринимателям важно понимать, какие новые проекты будут реализованы», — сообщила она.