Статьи
29.10.2013

Сплошные недоработки: реформирование процесса подключения к сетям упирается в законодательство

Сплошные недоработки: реформирование процесса подключения к сетям упирается в законодательство. Фотография предоставлена сайтом morguefile.com Уральские энергетики наконец приступили к реформированию процесса подключения к сетям. Необходимость изменений возникла в связи с тем, что на сегодняшний день в Свердловской области период от подачи заявки до подключения занимает почти год, что весьма негативно сказывается на инвестиционной привлекательности региона. Основные изменения и пути их достижения региональный поставщик электроэнергии «МРСК Урала» объединил в так называемую дорожную карту. Однако в процессе обсуждения предлагаемых изменений стало очевидным, что энергетическая инфраструктура не станет доступнее для потребителя, а, наоборот, стоимость подключения, а, следовательно, и цена за метр могут значительно возрасти в результате законодательных изменений. По оценке экспертов, к столь плачевным результатам изначально положительных инициатив привела несогласованность действий законодателей и сетевиков.

Заместитель генерального директора ОАО «МРСК Урала» Сергей Семериков признал, что на текущий момент у сетевой компании закончились людские и технические ресурсы, позволяющие вовремя перерабатывать все возрастающее количество заявок на техническое подключение. По его словам, основная цель дорожной карты — сокращение сроков подключения к сетям — будет достигаться за счет автоматизации процесса, обеспечения техническими кадрами и, что не зависит от сетевиков, изменения законодательной базы.

«В ходе реализации дорожной карты мы намерены сократить количество требуемых документов для ТП с 82 до 65 к 2014 году, сократить сроки подключения к сетям с нынешних 360 дней до 180 дней к 2014 году и 45 дней к 2015 году. Количество присоединенных объектов с нынешних 26 тыс. к 2015 году должно возрасти до 48 тыс. Однако для этого необходимы проработанные документы территориального планирования, а также изменения законодательной базы», — заметил Сергей Семериков.

Отметим, что запредельные сроки подключения к сетям в Свердловской области не раз критиковали на высшем федеральном уровне. Однако результата это не имело, и «МРСК Урала» продолжала «пытать» своих клиентов беспроглядной волокитой. Подключение и согласование проекта может достигать нескольких лет, получение основных техусловий занимает до 2 месяцев, столько же времени уходит на согласование основного и временного проекта.

Теперь, по словам Семерикова, к 2018 году «МРСК Урала» намерена достичь показателей, установленных в федеральной дорожной карте, и вместо года согласовывать проекты за 45 дней. Однако, как сообщила директор департамента перспективного развития сети и технологического присоединения ОАО «Российские сети» Ирина Масалева, реализация мероприятий по сокращению сроков подключения к сетям упирается во множество преград, требующих коренных преобразований.

«Совершенствованию процесса ТП препятствует явное несоответствие сроков на подключение, указанных в постановлении № 861 «О недискриминационном доступе к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» и Земельном градостроительном кодексе. Отсутствует четкий порядок разработки документов территориального планирования, то есть нет обязанности их согласования с ресурсоснабжающими организациями, в них не учитывается более половины заявок на ТП. Кроме того, кто-то должен платить за льготное ТП стоимостью 550 руб. Согласно законодательству, эти затраты сетевой организации закладываются в тариф следующего периода. В результате за последние 2 года Россетям не учли 8 млрд руб. И снежный ком этих неучтенных средств продолжает расти», — сообщила Ирина Масалева.

О недостатках дорожной карты сообщают и представители федеральной власти. Так, глава департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Дмитрий Горевой рассказал о том, что совершенствованию технического подключения к сетям препятствуют явные недоработки.

«В федеральной дорожной карте, реализацию которой на Урале производит «МРКС Урала», не обеспечено ускорение процесса выделения земель под строительство объектов энергетической инфраструктуры, а также сокращение сроков выдачи разрешения на проведение земельных работ. Кроме того, не сформированы механизмы экономической ответственности потребителей энергии и сетевых организаций за несоблюдение сроков ТП», — отметил Дмитрий Горевой.

При этом, по словам Ирины Масалевой, штрафы сетевиков за несоблюдение сроков достигают 11 млн руб. по одному договору, заказчики же отделываются 200 руб. Основные заказчики присоединения к сетям — застройщики — появлению дорожной карты и реформированию процесса согласования и подключения они рады. Однако процесс взаимодействия бизнеса, энергетиков и властей в Свердловской области, как оказалось, имел и резко отрицательные результаты.

Исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников рассказал, что после того, как РЭК отменила стандартный тариф на подключение к сетям, резко выросли и затраты на строительство.

«До недавних пор нагрузка стоимости подключения на 1 кв. м. составляла 2 тыс. руб. С переходом на индивидуальные тарифы стоимость подключения 16-этажного жилого дома общей площадью 7 тыс. кв. м., к примеру, обойдется в 70 млн руб. или 10 тыс. руб. на 1 кв. м. Это запредельные цифры. Кроме того, утрачена предсказуемость стоимости объекта. То есть после земельного аукциона стоимость подключения к сетям может превысить стоимость самого объекта. При всех этих условиях инвесторы откажутся вкладывать деньги в строительство», — считает Вячеслав Трапезников.

Эксперт отметил, что, к сожалению, все достижения Свердловской области, касающиеся усовершенствования норм строительства, обернулись в том числе и головной болью для участников рынка и представителей власти. Так, закон об объектах, не требующих разрешения на строительство, породил множество недобросовестных застройщиков, возводящих многоквартирные дома на землях ИЖС. Федеральная регистрационная служба фактически отказалась проводить госрегистрацию объектов, попадающих под этот закон. А областное управление строительного надзора перестало контролировать ход их строительства.

Таким образом, реформирование процесса подключения к сетям, и все попытки власти облегчить участь застройщиков в настоящий момент практически не дали положительных результатов. А между тем реализация целей, указанных в дорожной карте, ставится под сомнение без приведения к единому знаменателю различных норм и законов, касающихся строительства сетей и последующего подключения к ним.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
09.01.2014 Правительство РФ утвердило правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения

УрБК, Москва, 09.01.2014. Правительство РФ утвердило правила подключения объектов капитального строительства к сетям ...

30.10.2013 Как бегемота из болота: реформирование процесса подключения к сетям затягивается

Уральские энергетики наконец приступили к реформированию процесса подключения к сетям. Необходимость изменений возникла ...

21.06.2013 ОАО «ЕЭСК» сократило сроки подключения к электросетям на 1,5 месяца

УрБК, Екатеринбург, 21.06.2013. ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» сократило сроки подключения к ...

18.03.2013 В Свердловской области разработаны предложения по сокращению сроков подключения к сетям

УрБК, Екатеринбург, 18.03.2013. Рабочая группа по снижению административных барьеров подготовила проект «дорожной ...

25.01.2013 Сроки техприсоединения строительных объектов к инженерным сетям могут быть сокращены в 2 раза

УрБК, Екатеринбург, 25.01.2013. Согласно решению, принятому на заседании рабочей группы по вопросу сроков подключения и ...