Дешево и некачественно: проблемы дорожного строительства остаются прежними
Дорожная проблема Свердловской области не имеет решения. К такому выводу пришли эксперты, анализируя причины возникшей ситуации. По их мнению, основная недоработка кроется в федеральном законодательстве. Именно это породило ряд других препятствий на пути ремонта и строительства автодорог. К ним относится сосредоточенность подрядных организаций на цене, а не качестве работ. Специалисты отметили, что ускорению ремонта препятствует долгий процесс оформления проектной документации. По их мнению, Свердловская область является одним из немногих регионов России, где дорожное хозяйство не только не приносит прибыли, но является убыточным.
«Согласно ФЗ-94, цена является приоритетом при выборе подрядчика для осуществления дорожного строительства или ремонта. Заказчик обязан взять на работу того, кто меньше предложит. Вот это и есть основная беда, бич дорог нашего времени. При этом, если качество работ не устраивает заказчика, то расторжение договора с подрядной организацией он не сможет осуществить так быстро, как этого требует процесс ремонта. Это сложная и долгая процедура, которая производится только через суд», — рассказал исполняющий обязанности начальника ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» Николай Хамицевич.
Он также подчеркнул, что с принятием этого закона исчезло право выбора подрядчика согласно его квалификации. Николай Хамицевич считает, что в России так и не сложилась система работы с подрядными организациями.
Огрехи законодательства вместе с недостаточным финансированием дорожного строительства на протяжении нескольких лет привели к тому, что данная отрасль в регионе стала убыточной. Так считает главный инженер федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» федерального дорожного агентства» (ФКУ «УРАЛУПРАВТОДОР») Михаил Петрукович. Эксперты отметили, что в этом году федеральное финансирование содержания дорожного хозяйства осуществляется на 60-70%, региональное — на одну треть. Более того, по их словам, в последний момент бюджет дорожного строительства резко сократился.
«В этом году произошло неожиданное снижение финансирования строительства и ремонта дорог. Практически на стадии завершения работ бюджет был урезан на 1 млрд 200 млн руб. В связи с этим мы можем не довести до конца то, что было начато в этом сезоне», — заявил Николай Хамицевич.
Заместитель министра транспорта и связи Свердловской области Василий Старков подчеркнул то, что возможности регионального бюджета не позволяют преобразовать дороги в новом качестве, ограничивая работы только тем, чтобы «успеть залатать дыры». Он отметил, что плохие дороги требуют большого вложения, которого область себе позволить не может при дефиците бюджета в 30 млрд руб.
Кроме этого, Михаил Петрукович пояснил, что дорожное строительство не является исключением из правил и так же, как все в России сопровождается долгой бумажной волокитой.
«На проектную документацию по строительству и ремонту дорог уходит до четырех лет, были случаи, когда этот процесс растягивался и на десять лет. Иногда процедура оформления бумаг доходит до того, что проект по ходу дела устаревает, и к моменту его утверждения уже требуется новый», — рассказал он.
В связи с этим, по мнению экспертов, нововведения в дорожном строительстве практически не применяются.
«Из-за недостаточного финансирования и бумажной волокиты новые технологии у нас внедряются со скрипом. Подрядчики, которые заинтересованы выполнить работу как можно менее затратно, не стремятся к приобретению новой дорогостоящей техники или качественных строительных материалов», — пояснил Николай Хамицевич.
Он также добавил, что в Свердловской области не ставится задачи перейти на нормативное строительство дорог, то есть отработать сезон ремонта в том количестве денежных средств, которое имеется. По его словам, такого просто нет в планах, потому что это невозможно.
«Свердловская область — одни из немногих регионов, где ведение дорожного хозяйства не благо, а беда. Наши соседи — Тюменская область, даже имея недостаточный уровень финансирования, катаются в масле, и к 2018 году планируют перейти на строительство нормативных дорог. У нас такого даже в планах нет, мы стремимся лишь по возможности поддерживать дороги в нужном состоянии», — рассказал Николай Хамицевич.
Таким образом, по мнению чиновников, вечные дорожные проблемы России тесно переплетаются с другими, такими же долгоиграющими. К ним относится и недоработки законодательной базы, и недостаточное финансирование проектов, и бумажная волокита. Они отмечают, что разобраться с этим можно только на федеральном уровне, регионы и муниципалитеты в данном случае просто являются заложниками ситуации.