В Свердловской области отмечается падение индексов в сфере металлургии и машиностроения. Текущая ситуация характеризуется уменьшением объема спроса со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона и его стагнацией в Европе, отсутствием крупномасштабных нефтегазовых проектов, удорожанием энергоносителей. Кроме того, отмечается системная проблема в горнодобывающем комплексе и кадровый дефицит. Власти региона пытаются решить эту проблему с помощью программы модернизации и создания новых рабочих мест, однако пока что заинтересованности среди бизнеса не отметили. На призыв власти откликнулись лишь несколько частных компаний, а большую часть составляют предприятия с государственной долей.
Согласно документу, до 2020 года планируется создать 300 тыс. новых и модернизировать 400 тыс. рабочих мест. Расчет проводился исходя из вклада Свердловской области в ВВП Российской Федерации. Как сообщила на конференции в Уральской торгово-промышленной палате заместитель министра экономики Свердловской области Наталья Молодых, после принятия этого документа ведомство разослало информационные письма в адрес порядка 4 тыс. руководителей предприятий, однако многие из них просто отказались принять участие в программе.
«Честно говоря, мы были огорчены таким положением дел. Тем не менее хочется напомнить, что принять участие предприниматели могут на любом этапе ее реализации вплоть до 2020 года», — сообщила заместитель министра.
По словам Натальи Молодых, в данный момент на интернет-сайте министерства уже зарегистрированы заявки в металлургии и машиностроении на 15 тыс. и 9,4 тыс. рабочих мест соответственно.
На конференции предприниматели посетовали, что власти не дают ориентиров по содействию в создании новых рабочих мест для малого и среднего бизнеса. По их словам, это нужно сделать на примере крупных предприятий области, и тогда «подтянутся и все остальные».
«Мы можем это сделать и делаем, но только на уровне предприятий, где есть доля государства. Мы не можем поставить какие-то целевые задачи ОК «РУСАЛ», так как это частник. Вы сами должны выходить к нам с предложениями. Без вас самих мы вам помочь не сможем», — заявил и.о. заместителя министра промышленности и науки региона Вячеслав Тюменцев.
Он также отметил, что очень хорошо обстоят дела у предприятий оборонно-промышленного комплекса за счет реализации гособоронзаказа. Кроме того, он отметил проект ООО «Уральские локомотивы» (входит в состав Группы Синара) и компании Siemens, в ходе реализации которого создано 1,5 тыс. новых рабочих мест, а также ОАО «НПК «Уралвагонзавод», которое в I полугодии 2013 создало 167 единиц нового технологичного оборудования.
Что касается ОАО «НПК «Уралвагонзавод», то в рамках выполнения государственного оборонного заказа только на базе головного предприятия корпорации планируется до 2020 года привлечь от 5 тыс. до 14 тыс. новых сотрудников.
Исполнительный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Владимир Рощупкин на заседании совета по экономической политике при полномочном представителе президента РФ в УрФО отметил, что холдинг является основным исполнителем гособоронзаказа и реализации задач, стоящих перед ним в среднесрочной перспективе, требует серьезного подхода к обеспечению ресурсами, и в первую очередь ресурсами трудовыми.
«Вместе с тем ситуация на рынке труда отрасли продолжает оставаться сложной. Она требует комплексного подхода с привлечением возможностей корпорации, муниципалитетов, региональных и федеральных властей», — считает Владимир Рощупкин.
В качестве решения кадрового вопроса он назвал переориентацию образовательных учреждений среднего профессионального образования на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по востребованным в оборонно-промышленном комплексе специальностям. Кроме того, он считает, что нужно проводить профориентационную работу в школах и дополнительно материально поддерживать учителей и студентов образовательных учреждений, а у специалистов должна быть достойная зарплата, соцпакет и жилье.
На головном предприятии ОАО «НПК «Уралвагонзавод» комплектование структурных подразделений происходит в основном из числа молодежи — только за I полугодие 2013 года специалистов в возрасте до 30 лет принято 627 человек. Самые востребованные профессии, по которым осуществлялся прием работников — электросварщик, слесарь-ремонтник, токарь и электромонтер.
Кроме того, продолжается работа по обучению и повышению квалификации рабочих. За шесть месяцев 2013 года по рабочим профессиям обучено 7 тыс. 718 человек, в том числе подготовлено 670 новых рабочих. Прошли переподготовку 192 рабочих, 592 обучено вторым профессиям и 6 тыс. 264 человека повысили квалификацию на курсах производственно-экономического и целевого назначения. В соответствии с договорами социального партнерства трудоустроено 89 выпускников техникумов, бесплатную производственную практику прошли более 200 студентов. Затраты на обучение персонала в отчетный период составили около 13 млн руб.
Оценивая проделанную работу на базовом головном предприятии корпорации, полномочный представитель президента РФ в УрФО Игорь Холманских отметил: «Я разговаривал со своим бывшим коллегой, так он отметил, что никогда раньше такого не было, чтобы столько молодежи приходило работать. И они не просто работают, а работают с интересом. Поэтому считаю, что правильное профориентирование в регионах молодежи просто необходимо».
Руководство ОАО «НПК «Уралвагонзавод» также предлагает рассмотреть возможность включения программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в перечень существующих федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. А также включить Нижний Тагил в программу приоритетных территорий вселения Свердловской области с учетом проектов ОАО «НПК «Уралвагонзавод», запланированных к реализации как наиболее крупные инвестиционные проекты в разрезе муниципальных образований региона.
Таким образом, получается, что в решении проблем, которые могут возникнуть в результате так называемой «второй волны кризиса», пока заинтересованы в основном предприятия с участием государственного капитала и само государство. Программы есть, деньги на поддержку предусмотрены. Поведение же бизнес-сообщества не всегда понятно.