Крупнейший в мире интернет-магазин Amazon начал доставку потребительских электронных товаров в Россию. Аналитики считают, что компания может занять порядка 2% российского рынка онлайн-торговли. При этом участники рынка отмечают, что основным тормозом для продвижения Amazon станет ФГУП «Почта России», качество работы которого оставляет на сегодняшний день желать лучшего.
Компания Amazon является крупнейшим мировым интернет-магазином, осуществляя доставку товаров в 65 государств мира. В 2012 году выручка компании составила, по официальным данным, 61 млрд долл. США.
Ритейлер изначально продавал в России музыку, фильмы и книги, а с июня 2013 года начал доставлять российским потребителям одежду, обувь, аксессуары и товары для дома. С сентября же Amazon решил освоить на территории РФ доставку потребительских электронных товаров. Соответствующие изменения были внесены в систему заказов на сайте компании 2 сентября. В разделе электроники у ритейлера около 200 тыс. позиций.
Стоит отметить, что, по данным экспертов, этот сегмент онлайн-продаж составляет порядка 44%, а в целом в 2012 году в России, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка электронной коммерции достиг 405 млрд руб.
Доставка в Россию производится через компанию UPS, оператора почтовых отправлений. Грузы же, таможенная стоимость которых превышает 200 евро или в отношении которых применяется индивидуальный порядок таможенного оформления, доставляются только в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Владивосток, Ставрополь, Новороссийск и Нижний Новгород.
Аналитик агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин считает, что доля Amazon на российском рынке в перспективе ближайшего года может составить до 2%. «Дело в том, что доля потребительской электроники, в том числе бытовой, на российском рынке интернет-торговли составляет около 40%. Приход Amazon в этот сегмент поможет компании значительно увеличить свою долю рынка. В целом рынок интернет-торговли в России высококонкурентен. Ни один игрок рынка не занимает на нем доли более 3%. Я не ожидаю, что приход еще одного игрока может оказать значительное влияние на расстановку сил», — считает он.
С ним согласен руководитель отдела интрнет-продвижений интернет-магазинов «Норд24.ру» и «Лого» Данил Меркель. «Не думаю, что местные онлайн-ритейлеры почувствуют какие-то серьезные изменения в плане конкуренции. У российских интернет-магазинов репутация очень неплохая, и поэтому к новому игроку сначала люди будут относиться настороженно», — считает он.
Руководитель направления магазина enot-ekb.ru Ксения Смирнягина полагает, что приход крупного игрока связан с тем, что в России достаточно большая доля потребителей уже созрела для покупок бытовой техники и электроники через интернет-магазины.
«Однако нужно понимать, что у нас достаточно требовательный покупатель, он хочет получить все и сразу: цену, скорость и сервис. Amazon возит товары из-за рубежа, оставляя потребителю самому решать какой товар выбрать — с сервисным обслуживанием или без него. На продаже товара много не заработаешь из-за большого количества дискаунтеров. Заработать можно только на сервисе. Где будет в этой схеме сервис?», — недоумевает она.
Директор по связям с общественностью Уральского филиала ОАО «МегаФон» Людмила Столярова отметила, что доставка гаджетов из-за границы пока существенно не влияет на работу российских розничных сетей. «Однако в будущем доля этого сегмента рынка может вырасти. При этом не следует забывать о том, что гаджеты, ввезенные из-за границы, могут не иметь российской сертификации. Кроме того, у клиента могут возникнуть проблемы с ремонтом и обменом купленного за рубежом товара. Это особенно критично при покупке дорогих товаров», — считает она.
Немаловажным фактором в данном случае является то, что доставка товаров Amazon будет неизбежно осуществляться через ФГУП «Почта России», а эта государственная компания в принципе оказывает негативное воздействие на рынок интернет-торговли. Для жителей субъектов РФ, входящих в УрФО, ситуация усугубляется еще и тем, что округ является единственным, где до сих пор нет пункта международного почтового обмена. Решение о его создании в Екатеринбурге принято только в 2013 году на совещании Федеральной таможенной службы РФ, ФГУП «Почта России» и ОАО «Аэропорт Кольцово». На данный момент только в Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областях насчитывается более 10 млн клиентов ФГУП «Почта России». А отсутствие в УрФО пункта приема и обработки международных почтовых сообщений напрямую сказывается на сроках их обработки и доставки получателям. Так, в УрФО сроки доставки до получателя с момента ввоза на территорию Таможенного союза составляют в среднем 35-40 дней.
Данил Меркель считает, что компании Amazon придется со временем развивать собственную службу доставки, если она хочет расширить свое влияние на российском рыке онлайн-продаж. «Фактически у каждого крупного российского интернет-магазина есть своя служба доставки, что позволяет избегать отношений с ФГУП «Почта России». Соответственно, это сказывается на скорости покупки и объемах продаж», — отметил он.
«Основная проблема ФГУП «Почта России» не в повреждении товаров при перевозке и не в пропаже содержимого посылок. Несомненно, подобные факты есть, но они составляют небольшой процент от всего объема отправлений. Основная проблема заключается в значительном времени, уходящем на доставку. Большая часть посылок из дальнего зарубежья идет около 30 дней. Многие интернет-магазины блокируют денежные средства на счету покупателя, пока товар не будет получен, что означает дополнительные расходы для продавца. Значительное время доставки также отпугивает многих потенциальных покупателей и мешает развитию рынка», — считает Тимур Нигматуллин.
Ксения Смирнягина считает, что Amazon вряд ли будет использовать в логистике ФГУП «Почта России». «Это достаточно серьезный момент. Тем более, что сейчас большой выбор компаний, через которые можно организовать логистику. Ну а если выбор пал на ФГУП «Почта России», то это на руку местным интернет-магазинам», — резюмировала она.
Директор интернет-магазина E96.ru Борис Лепинских отмечает, что логистика является одной из ключевых проблем российского E-commerce. «Создание оперативной и удобной системы доставки по всей стране — очень трудоемкая задача, и это может тормозить развитие на новом рынке. Тем не менее Amazon, безусловно, составит серьезную конкуренцию российским игрокам за счет ассортимента, который раньше был недоступен на внутреннем рынке, выгодных цен, высоких стандартов работы с покупателями. В целом жители России делают все больше покупок в зарубежных интернет-магазинах, и этот тренд будет только усиливаться, в том числе и за счет маркетинговых усилий самих международных компаний. В данных условиях российские компании будут развивать свои ключевые преимущества», — заявил он.
Дмитрий Васильев