Ровно год назад в ГУП СО «Облкоммунэнерго» сменилось руководство. О том, что изменилось за это время в работе предприятия, обслуживающего самые проблемные территории Свердловской области, в интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказал генеральный директор компании Дмитрий Буданов. — Дмитрий Владимирович, прошел уже год с того момента, как вы возглавили ГУП СО «Облкоммунэнерго». Что изменилось в работе предприятия с момента вашего вступления в должность?— Год назад у ГУП СО «Облкоммунэнерго» было огромное количество нерешенных проблем. В том числе и требующих немедленного разрешения, так как большинство этих проблем было связано с подготовкой к новому отопительному сезону. Я говорю об Артемовском и Алапаевском муниципальных образованиях и поселке Баранчинский. Техническая готовность Артемовского не вызывала опасений. Однако на тот момент уже существовала задолженность потребителей города, которая составляла половину всей дебиторской задолженности перед ГУП СО «Облкоммунэнерго» — 240 млн руб. Сегодня эта цифра еще больше.
— А какова ситуация была в других, так называемых проблемных территориях? — Положения дел в поселке Баранчинском и городе Алапаевске были во многом схожи: еще в 2011 году там были начаты масштабные работы силами подрядных организаций, которые не были завершены своевременно. ГУП СО «Облкоммунэнерго» за полтора месяца до старта отопительного сезона провело большую работу по исправлению положения. Так, в Алапаевске к работе приступили собственные бригады предприятия, были привлечены новые подрядчики, а те, кто так подвел, я имею в виду ООО «СТИ-2», продолжали трудиться, но под жестким контролем и в соответствии с утвержденным графиком. В поселке Баранчинском из-за задержки со строительством шести новых газовых блочек было принято социально взвешенное решение о вхождении в отопительный сезон на котельной «Баранчинского электромеханического завода»: котельную БЭМЗа в короткие сроки подготовили к зиме, заключили договор на поставку газа, поэтому отопительный сезон там начался вовремя.
— Насколько известно, были также и проблемы с ресурсоснабжающими организациями?— Да, новому руководству ГУП СО пришлось оперативно решать проблему по урегулированию взаимоотношений с поставщиками энергоресурсов. На момент начала предыдущего отопительного периода долг предприятия перед ЗАО «Уралсевергаз» областным поставщиком газа составлял 146 млн руб. Переговоры с поставщиком и транспортировщиками газа для котельных, обслуживаемых ГУП СО «Облкоммунэнерго», велись практически в ежедневном режиме. Стоит отметить, что долг перед поставщиками газа сформировался в течение отопительного сезона 2011-2012. Долги потребителей государственного коммунального предприятия за поставленное тепло более чем в два раза превышали задолженность ГУП СО «Облкоммунэнерго» перед газовиками. В результате переговоров был найден компромисс — часть долга перед ЗАО «Уралсевергаз» государственное предприятие погасило, в отношении другой части был заключен договор о поэтапной выплате. Достигнутые договоренности позволили нам своевременно начать отопительный сезон 2012-2013.
— В 2013 году в ГУП СО «Облкоммунэнерго» принято решение о переходе на прямые поставки с населением. Зачем это было нужно? — Поскольку государственное предприятие отвечает перед правительством области, губернатором за энергобезопасность территорий, то для обеспечения этого было решено вывести управляющие компании, как недобросовестных посредников, из цепочки сбора платежей населения за поставленные ресурсы.
Ситуация такова, что многие исполнители коммунальных услуг не считают нужным своевременно расплачиваться с ресурсоснабжающим предприятием за поставленный ресурс. В свою очередь, задолженность не позволяет ГУП СО «Облкоммунэнерго» своевременно рассчитываться со своими поставщиками газа, угля, оборудования и материалов.
— И как сейчас продвигается работа в этом направлении? — Прямые поставки уже осуществляются в Тугулыме, Алапаевском, Кировграде, Артемовском. В ближайшее время планируется переход на прямые поставки в Новоуральском городском округе и поселке Баранчинский. Как показывает практика, переход на прямые расчеты практически ни в одном из городов не был простым. Яркий пример этого — город Артемовский. Долги управляющих компаний города составляют более 230 млн руб., и это может поставить город на грань коммунальной катастрофы. Управляющие компании города особо проинформированы об отсутствии у них права на продажу некупленных ими у поставщика энергоресурсов. За предыдущий отопительный сезон со стороны ГУП СО были предприняты все законные средства для перехода на партнерские и эффективные отношения с управляющими компаниями. Для того, чтобы объяснить потребителям все причины прямого перехода, были проведены порайонные встречи с жителями многоквартирных домов города. В городе были открыты дополнительные офисы платежного агента ГУ СО «Облкоммунэнерго» — ОАО «РИЦ», по просьбам жителей разработан договор о прямых поставках с потребителем.
— А в Новоуральске как складывается обстановка с этим начинанием? — Здесь мы начали эксплуатацию коммунальной инфраструктуры двух населенных пунктов за несколько дней до начала прошлого отопительного сезона. То есть на нас было теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и транспорт электроэнергии. Для этого в сентябре 2012 года в структуре ГУП СО было создано новое подразделение — Новоуральский район коммунальных энергетических систем. Ранее активы были в собственности «Уральского электрохимического комбината» и эксплуатировались его дочерним предприятием. ГУП СО «Облкоммунэнерго» пришлось заняться организацией системы сбыта тепла и горячей воды — ранее жители населенных пунктов эти услуги просто не оплачивали. К сожалению, платежная дисциплина в этих населенных пунктах по-прежнему остается на низком уровне: долг на ресурс на начало августа составляет 15 млн 180 тыс. руб. Из них 6 млн 607 тыс. руб. должен исполнитель коммунальных услуг — МУП «Нива». Из-за этого было принято решение с октября 2013 года перейти на прямые поставки теплоэнергоресурсов потребителям, обслуживание помещений которых осуществляется МУП «Нива». Сейчас проводятся все необходимые мероприятия для осуществления перехода.
— Какие выводы вы сделали для себя по итогам прошлого отопительного сезона? — Проанализировав ситуацию, было принято решение усилить такое направление деятельности, как контроль сбыта теплоэнергоресурсов. Анализ прохождения отопительного сезона 2012-2013 годов показал, что собираемость платежей за поставленные ресурсы снизилась в зависимости от территории в среднем на 10-30%. Причина этого — переход абонентов на расчет с использованием приборов учета. Дальнейшая реализация федерального закона № 261 предполагает уход от бесприборного учета поставляемых ресурсов, что приведет к усилению данной тенденции. Кроме того, закон в случае невыполнения потребителем своих обязанностей по надлежащей эксплуатации приборов учета обязывает поставщика ресурсов оказывать услуги по их установке и эксплуатации.
— Все ли абоненты готовы установить приборы учета?— В данный момент специалисты ГУП СО «Облкоммунэнерго» выделяют две основные проблемы, касающиеся организации приборного учета. Первая из них — бесприборное потребление. В решении этого вопроса необходима, прежде всего, активность собственников. В частности, проведение собраний, где разъяснялись бы преимущества приборного учета. Не менее значимая проблема — установленные приборы учета. На сегодняшний день можно отметить отсутствие надлежащей эксплуатации узлов учета. А несанкционированное вмешательство в метрологическую настройку и работу приборов учета ведет к занижению количества поставляемых ресурсов и, следовательно, к увеличению данных потерь. Решение данной проблемы мы видим в тотальном аудите введенных в эксплуатацию счетчиков, оценке целесообразности принятых технических решений текущим условиям эксплуатации, корректировке проектной документации и организации надлежащего технического обслуживания, внедрении автоматизированных систем учета энергоресурсов. Создание специальной службы должно обеспечить более эффективное функционирование подсистемы управления и контроля сбыта теплоэнергоресурсов и системы управления предприятия в целом.
— В последние годы руководство и страны и региона уделяют приоритетное внимание вопросам доступности электросетевой инфраструктуры. Как с этим обстоят дела в ГУП СО «Облкоммунэнерго»?— Уменьшение сроков, открытость и прозрачность процедуры технологического присоединения — одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Индивидуальный подход к каждому клиенту и внимательное отношение к каждой заявке лежит в основе отношений с заявителем. Также необходимо постоянно работать с персоналом, повышать культуру общения с заявителями, повышать профессионально-технический уровень специалистов. Для ГУП СО «Облкоммунэнерго», учитывая географическую удаленность наших сетей от центрального офиса и друг от друга, важно идти по пути совершенствования информационных комплексов. Считаю, что нам удалось не только преодолеть настороженное отношение заявителей к самой процедуре технологического присоединения, но и убедить их в компетентности и ответственности руководства и специалистов. В этом нам помогают специалисты РЭК Свердловской области, консультирующие нас по сложным вопросам тарифообразования, министерство энергетики, партнерские отношения со смежными сетевыми организациями и главами муниципальных образований.
— С какими планами вы подходите к новому отопительному сезону, каковы приоритетные задачи? — Для нас приоритетной задачей всегда является подготовка к новому отопительному периоду. Специалисты ГУП СО «Облкоммунэнерго» должны обеспечить бесперебойную подачу тепла в дома потребителей. В преддверии начала сезона мы проводим большую работу: по каждой территории разработан план ремонтной кампании, составлен график ремонтов. Каждую неделю начальники РКЭС отчитываются о выполнении утвержденного плана. На сегодняшний день в среднем по территориям план ремонтной кампании выполнен на 65%.
Для подготовки к зиме сделано очень много. Так, во всех тепловых территориях проводится ревизия оборудования котельных и тепловых сетей, ремонты и реконструкция теплосетей, котельных и объектов электроэнергетики.
Вместе с подготовкой оборудования к работе в зимних условиях наши специалисты занимаются обеспечением топлива для эксплуатируемых котельных. По большей части это газ и уголь, но есть потребность и в дровах, электроэнергии и мазуте.
Нам предстоит большая работа над проектами, реализация которых позволит сократить расходы на текущую эксплуатацию. Одни из первых шагов в этом направлении — модернизация системы теплоснабжения в городах присутствия. Специалисты предприятия разработали схемы теплоснабжения Артемовского и Камышлова.
Кроме того, в 2013 году идет модернизация объектов электроэнергетики в 13 муниципальных образованиях в зоне нашего присутствия. В рамках инвестиционной программы планируется реконструкция нескольких десятков трансформаторных подстанций, воздушных и кабельных линий. На эти цели государственное предприятие направит 64 млн 800 тыс. руб.
— Какие кардинальные изменения ждут предприятие?— В 2013 году по решению собственника ГУП СО «Облкоммунэнерго», правительства Свердловской области предприятие пройдет процедуру преобразования в открытое акционерное общество, 100% акций которого будет принадлежать Свердловской области. Такое решение принято в рамках исполнения программы управления госсобственностью. Сроки преобразования предприятия, поставленные правительством — до конца текущего года. Уверен, акционирование откроет новые направления в работе предприятия, придаст ему гибкости и оперативности в работе.