Ситуация в ОЭЗ «Титановая долина» наконец сдвинулась с мертвой точки. За последний год областным властям удалось вывести проект на качественно новый уровень и, по оценке экспертов, превратить из идеи в реальную экономику.
Напомним, что впервые о существующем формате «Титановой долины» заговорили осенью 2006 года. Тогда Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами представило проект ОЭЗ «Титановая долина». Но затем случился кризис и о проекте забыли вплоть до 2011 года, когда появилась информация о том, что государство планирует инвестировать в инфраструктуру порядка 16,5 млрд руб. При этом непосредственное строительство началось лишь в 2012 году. Тогда же наметились и первые резиденты.
В июле этого года первый резидент «Титановой долины» в Свердловской области, ООО «Стройдизель-Композит», начал строительные работы на площадке в Верхней Салде.
Как сообщает управление пресс-службы и информации правительства Свердловской области, уже к сентябрю 2013 года сюда планируется завезти строительные материалы и механизмы, а также технологическое оборудование и линии по производству наноструктурированных композитных стеклопластиковых труб.
Сейчас на площадке ОЭЗ «Титановая долина» завершено строительство временной дороги, в том числе до участков резидентов, площадка в 2 тыс. кв. м, рассчитанная на строительный период, для хранения техники и материалов, которые завозятся для строительства объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, а также временный съезд для легкового и грузового автотранспорта.
По словам генерального директора управляющей компании «Титановая долина» Артемия Кызласова, в августе 2013 года планируется приступить к вертикальной планировке территории ОЭЗ и строительству ограждения периметра таможенной зоны. Кроме того, он отметил, что уже подписан договор на технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК-Урала», в рамках которого в 2014 году будет завершено строительство подстанции «Титан».
Осенью 2012 года правительство области и руководство управляющей компании «Титановой долины» совершили поездку в Германию с целью привлечь немецкие промышленные предприятия в качестве резидентов особой экономической зоны.
А уже весной 2013 года был подписан меморандум между Титановым кластером (организация-координатор ОАО «ОЭЗ «Титановая долина») и немецкой компанией ASIS, представляющей интересы авиастроительной и космической промышленности Саксонии и Тюрингии (Германия). Компания ASIS планирует предложить Титановому кластеру свои разработки для серийного производства на совместном предприятии в ОЭЗ. Соглашение подписано с целью развития стратегического партнерства в рамках развития и управления технологиями авиационной промышленности.
Тогда же удалось достичь договоренностей с рядом мировых промышленных гигантов. Так, на базе ОЭЗ «Титановая долина» будет создано уникальное экологическое производство японского холдинга Mitsubishi. Осенью соглашение об этом подписали губернатор Евгений Куйвашев и президент японской компании г-н Казуаки Кимура.
Проект получил и бюджетные ассигнования. В январе 2013 года Евгений Куйвашев выделил 500 млн руб. на строительство особой экономической зоны «Титановая долина». Ранее Министерство экономического развития России одобрило предложенную свердловскими властями схему софинансирования. В соответствии с ней почти половину расходов на строительство «Титановой долины» возьмет на себя федеральный бюджет. По планам руководства ОЭЗ на 1,3 млрд руб. будут поданы заявки в кредитные учреждения. Остальная сумма делится в пропорции: 51% — на федеральное финансирование и 49% — на региональное финансирование.
Напомним, проект «Титановая долина» предполагает строительство 50 современных высокотехнологичных предприятий, создание 13-15 тыс. квалифицированных рабочих мест, более 150 млрд инвестиций. ОЭЗ «Титановая долина» входит в федеральный реестр программ, направленных на развитие Уральского федерального округа до 2020 года. Располагается рядом с городом Верхняя Салда и занимает площадь более 600 га. Решение о создании ОЭЗ в Свердловской области принято правительством России в декабре 2010 года. Проект прошел государственную экспертизу, ведется строительство объектов инфраструктуры. На 1 января 2013 года 6 компаний рассматриваются в качестве первых резидентов первого участка I очереди в 72 га. В целом свой интерес к проекту проявили более 50 иностранных и отечественных компаний, с половиной из них заключены договоренности о вхождении в проект после ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры.