Сейчас гражданская авиация в России — это высоко конкурентный развивающийся бизнес, который освещается в прессе в свете множества проблем. Специалисты авиакомпании «Уральские авиалинии» в рамках юбилейных мероприятий к 70-летию компании провели для журналистов своеобразный экскурс в ее работу и даже поделились некоторыми секретами «неземного дела» о том, что внутренние рейсы глубоко убыточны, а в международных хабах царит дедовщина. По их мнению, прозрачность и открытость авиационного бизнеса — важная составляющая его успеха.
Руководство авиакомпании «Уральские авиалинии» на встрече с журналистамиОчень много вопросов всегда бывает связано с тарифной политикой в авиации. Например, почему билеты на самолет такие дорогие, или почему некоторые компании взимают топливный сбор, а другие — нет, за что в принципе, платят пассажиры? На эти вопросы журналистам ответила руководитель службы продаж авиакомпании «Уральские авиалинии» Алла Новоселова.
«Дороговизна билетов на самолет определяется затратами авиакомпаний, основная масса из них идет на обеспечение безопасности пассажира. Сюда, в первую очередь, относится техническое обеспечение и обновление парка самолетов. Ни одна авиакомпания никогда не экономит на этом. Поскольку конкуренция на рынке пассажирских перевозок очень высока, мы стараемся понижать тарифы и делать их белее удобными. Так, например, наша компания одна из первых присоединилась к международной системе бронирования «Amadeus», которая позволяет формировать более привлекательные тарифы, автоматически определяет начисление бонусов. В этой программе имеется информационная карточка на каждый из 33 тысяч рейсов запланированных нами на 2013 год», — рассказала Алла Новоселова.
Андрей Мельников: «Самолеты — как женщины: все дело в правильном уходе, а не в возрасте»Она так же добавила, что авиакомпания «Уральские авиалинии» не взимает так называемый «топливный сбор» на российских рейсах.
«Топливный сбор — это надбавка на стоимость билета, которой нет сейчас на российских рейсах. Она не зависит от государственной политики, а напрямую связана только со стоимостью цен на авиакеросин: пока они стабильны, надбавка нулевая, если они внезапно поползут вверх, авиакомпания соответственно вынуждена будет включить данный сбор в стоимость билета», — пояснила Алла Новоселова.
Кроме того, необходимо отметить, что специалисты компании заявили, что внутренние российские рейсы до сих пор являются глубоко убыточными, многие направления спасает только то, что они поддерживаются государством, так как тарифы на авиаперевозки зачастую ниже, чем на железнодорожные. Тем не менее, маршрутная карта компании на 35 % состоит из внутренних рейсов.
О том, как те или иные направления появляются у авиакомпаний рассказал заместитель коммерческого директора «Уральских авиалиний» Сергей Шкуро.
«На каждый рейс авиакомпания должна получить допуски, которые распределяются при помощи тендеров комиссией на уровне министерства транспорта РФ. Сейчас «Уральские авиалинии» на 5 месте по количеству выполняемых рейсов среди авиакомпаний в России. Наши направления базируются на 2-х крупных российских хабах — «Домодедово» и «Кольцово». 34 % рейсов осуществляется в страны СНГ, 35 % — внутри РФ, 34 % — это чартерные международные рейсы и 8 % — регулярные зарубежные. В этом году мы планируем перевести 4 млн 200 тысяч пассажиров», — заявил Сергей Шкуро.
Маршрутная карта авиакомпании «Уральские авиалинии»Такой объем пассажироперевозок авиакомпания осуществляет при помощи современных аэробусов А-320 и А-321, в народе именуемых «арбузами». Эти комфортные и вместительные самолеты, по словам директора департамента бюджетного планирования и материально-технической поддержки «Уральских авиалиний» Андрея Мельникова, представляют собой не только новую западную технику, но и переход на новую философию.
«Мы выбрали эти машины исходя в первую очередь из соображений безопасности. А безопасность стоит дорого. Например, 3 кресла в таком самолете стоят 500 тысяч рублей, а одно колесо — как новый Ford Focus. Стоимость их аренды исчисляется в нескольких тысячах долларов в месяц. Эти машины моложе Боинга 737 на 20 лет. Они современны и безопасны. В этом году в нашем парке их будет ровно 30, сейчас — 28», — рассказал Андрей Мельников.
Он так же рассказал, что для подготовки пилотов для этих самолетов был куплен специальный тренажер. По его словам, принципиальное отличие этих самолетов от отечественных то, что вместо штурвала у них side-stick, по виду напоминающий джойстик (пилоты так его и называют). Специалисты отметили, что особенно легко «этими летающими ноутбуками» учатся управлять молодые пилоты, в которых еще недавно компания испытывала дефицит, но сейчас ситуация стабилизировалась благодаря приобретенному тренажеру.
Тренажер для работы в аэробусах пилоты называют «кастрюлька на ножках»«Тренажер для пилотов, который мы купили специально для того, чтобы обучать их летать на современных аэробусах, помог нам решить проблему с кадрами. Эта машина позволяет имитировать любые ситуации, которые могут произойти во время полета. Новички должны «налетать» в тренажере большое количество часов, прежде чем их допустят к настоящему самолету», — пояснил директор по производству авиакомпании «Уральские авиалинии» Владимир Чикилев.
Внутри тренажера для полетов на аэробусах По словам начальника службы обеспечения и организации полетов авиакомпании «Уральские авиалинии» Олега Шубина, большой парк самолетов, а главное, опыт работы на рынке помогает авиакомпании получать разрешения на международную перевозку пассажиров. По его словам, в мире гражданской авиации царит дедовщина, основанная на «праве исторического слота», которая на международном языке пилотов называется «Grand fathers rights».
«Слот — это временной интервал, в котором аэропорт разрешает прибыть и убыть самолетам. И хотя получение разрешения на полет и посадку базируется на международном праве, в мире царит дедовщина или право исторического слота. Иногда цена стоимости слота превышает цену на небольшую авиакомпанию. Тогда крупным перевозчикам бывает проще приобрести местную авиакомпанию имеющую слот в том или ином регионе, а не сам слот», — рассказал Олег Шубин.
Как отметил заместитель генерального директора авиакомпании «Уральские авиалинии», директор по качеству Алексей Фомин, международное сотрудничество — это необходимость в условиях современного рынка, когда международные рейсы окупаются гораздо лучше, чем внутренние, а прибыли российских авиаперевозчиков в лучшем случае составляют 0,1 — 0,2 % в год, в то время как доходы зарубежных компаний могут достигать и 5 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что авиационные пассажирские перевозки совсем не легкий и опасный во всех смыслах этого слова бизнес. Тем не менее, он развивается на фоне развития туристической отрасли и всех процессов глобализации. По делам или ради любопытства миллионы людей ежедневно пересекают границы государств, выбирая воздушный транспорт за его быстроту, комфорт и, как бы это странно не звучало, безопасность. Свердловская область тоже интегрируется в эти процессы. Если в Екатеринбурге планируется проводить события международного значения, первое, что необходимо для осуществления этих планов — развитая современная гражданская авиация.
Аэробус «А 320»Татьяна Юстус