В Свердловской области — тысячи километров бесхозных дорог, содержанием и благоустройством которых не занимаются ни федеральные, ни областные, ни муниципальные власти. Результат такого положения вещей — человеческие смерти по причине неудовлетворительного состояния дорожного полотна, ограничение и изменение движения общественного транспорта, в том числе и по маршрутам следования школьных автобусов. Решением проблемы бесхозных дорог стоило бы заняться региональным властям, однако вместо благоустройства дорог региона миллионы бюджетных средств области выделяются на строительство дорог в Екатеринбурге.
По последним данным, предоставленным правительством Свердловской области, в настоящее время протяженность автомобильных дорог, не включенных в реестр муниципальной собственности, которые, по сути, являются бесхозяйными, составляла 4,7 тыс. км.
Как сообщили в пресс-службе областного правительства, из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна бесхозные дороги представляют особую опасность для автомобильного движения. По словам начальника УГИБДД Свердловской области Юрия Демина, в ходе проведенного анализа ДТП, зарегистрированных в первом квартале 2013 года, на бесхозяйных автодорогах произошло 79 ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий. Основными факторами риска явились отсутствие или плохая различимость дорожной разметки, дефекты покрытия, отсутствие или неисправное освещение проезжей части, неудовлетворительное состояние обочин, отсутствие или неправильное применение дорожных знаков, отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек.
Напомним, что, учитывая наличие угрозы для безопасности дорожного движения, ГИБДД принято решение об ограничении и изменении движения общественного транспорта по 7 маршрутам, в том числе по 4 маршрутам перевозки детей.
В то же время, по сообщению министра транспорта и связи Свердловской области Александра Сидоренко, от протяженности бесхозных дорог в регионе напрямую зависит объем федерального финансирования в дорожное строительство области.
«От протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципального образования, будет зависеть размер дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, производимых на территории РФ. Иными словами, сокращение протяженности бесхозяйных автодорог напрямую влияет на размер дополнительных поступлений в местный бюджет на осуществление дорожной деятельности», — сообщил глава областного министерства транспорта и связи Александр Сидоренко.
В то время как дети из отдаленных районов области не могут добраться до школы по причине жуткого состояния бесхозных дорог, правительство региона выделяет миллионы рублей на строительство дорог в Екатеринбурге. Это объясняется тем, что город претендует на проведение ЭКСПО-2020, 5 лет осталось до ЧМ-2018 по футболу, несколько матчей которого пройдет в столице Урала.
Для строительства новых дорог в Екатеринбурге областные власти разработали программу «Столица».
По оценке автоэкспертов, столь пристальное внимание областных властей к дорогам Екатеринбурга связано, прежде всего, с предстоящими выборами мэра. В то время как остальные города региона вынуждены самостоятельно решать дорожные проблемы муниципалитетов. Представитель Комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов отмечает, что проблема плохих дорог стоит в городах области куда боле остро, чем в Екатеринбурге, однако стратегически областной центр играет боле важную роль.
«Если взять источники финансирования, то деньги на программу «Столица» выделялись в основном из дорожных фондов, которые, в свою очередь, пополнялись силами всей Свердловской области. От автолюбителей области поступает очень много жалоб, люди отмечают, что все внимание областных властей приковано к Екатеринбургу. При этом все понимают, что ситуация объясняется приближающимися выборами мэра города. В Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле и Полевском, например, проблемы с дорогами стоят более остро, чем у нас. Однако муниципалитеты вынуждены их решать исключительно на свои средства, без помощи областного бюджета», — рассказал Максим Едрышов.
Программа «Столица» уже стала основой предвыборной агитации Якова Силина, которого называют кандидатом на пост главы Екатеринбурга от областных властей. Претендент на кресло мэра выступает гарантом и инициатором реализации программы в Екатеринбурге. Однако будучи главой администрации губернатора Свердловской области, возможному кандидату стоило бы уделять больше внимания именно областным дорогам, находящимся, по данным ГИБДД, в катастрофическом состоянии.
Отметим, что, по данным ГИБДД, только за 3 первых месяца 2013 года в Свердловской области из-за неудовлетворительного состояния дорог произошло 299 ДТП, в них погибло 47 человек. Травмы получили 428 человек. Основными факторами, по данным инспекции, стали неровное покрытие, плохое состояние обочин и нечищеные дороги.
Ольга Кондрашова