Статьи
09.04.2013

В разрез со здравым смыслом: новое природоохранное законодательство задавит бизнес

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comПредставители промышленных предприятий обеспокоены перспективами, которые сулят изменения природоохранного законодательства, а также уже вступившие в силу нормативные акты. По оценке экспертов, соблюдение уже принятых, а также только разрабатываемых Министерством природных ресурсов законов, никак не повлияет на улучшение экологической обстановки в стране и в частности в Свердловской области, однако приведет к значительному росту цен на производимую продукцию и сырье, будет способствовать и общему повышению уровня коррупции. Не говоря уже о том, что в существующей экономической ситуации соблюсти природоохранное законодательство, по оценке участников рынка, невозможно. Обсудить насущный вопрос уральские эксперты собрались за круглым столом на тему: «Управление охраной окружающей среды: требования законодательства и инициативы промышленников».

Речь идет о законопроекте об экологическом нормировании и о внесении изменений в ФЗ об отходах производства и потребления.

По словам главного эколога Трубной металлургической компании Ирины Колдаевой, те, кто на сегодня разрабатывают природоохранное законодательство, весьма далеки от производственных реалий.

«Согласно законопроекту об экологическом нормировании все источники загрязнения должны быть оборудованы приборами непрерывного контроля, более того, в режиме он-лайн эта информация должна поступать в надзорные органы. Оснащение одного источника стоит 200 тыс. евро. Если учесть, что не самые крупные заводы имеют до 200 таких источников, то получается кругленькая сумма, которую необходимо затратить в одночасье, поскольку времени для перехода власть не дает. Данные затраты будут окупаться за счет роста себестоимости продукции», — сообщила Ирина Колдаева.

По данным эколога, подобных нелепостей достаточно и в уже существующем законодательстве. Так, промышленное предприятие нарушает нормы, прописанные в ФЗ № 416 об водоотведении и водопотреблении, даже в том случае, если выбрасываемая вода чище, чем та, которую предприятие забирает для своих нужд.

Единственным выходом из ситуации, по оценке экспертов, станет то, что еще на стадии разработки закона их авторы будут проводить оценку его регулирующего воздействия с точки зрения финансов: затрат и влияния на себестоимость продукции.

Вице-президент Уральской ассоциации экологически ответственных предприятий Галина Пахальчак, в свою очередь, предлагает на уровне законодательства закрепить экономическое стимулирование природоохранной деятельности предприятий.

«Не нужно изобретать велосипед. В Европе и других зарубежных странах предприятия, заботящиеся об экологической безопасности регионов, в которых он работают, имеют очень много преференций от государства. Мы же постоянно только и говорим о том, что наши предприятия засоряют окружающую среду. Однако это касается не только крупных холдингов, но и малого и среднего бизнеса, которому на себе не вынести всю налоговую нагрузку, а также оплату санкций, государство никаким образом не помогает», — рассказала Галина Пахальчак.

Мнение экспертов поддерживают представители и самих «загрязнителей» атмосферы. Заместитель начальника службы организации безопасности производства Челябинского кузнечно-прессового завода Анна Сидорова поведала о том, с какими трудностями столкнутся на практике предприятия, пытающиеся соблюсти российские законы.

«На нашем предприятии 183 источника вредного выброса. Чтобы оснастить только один из них, мы столкнулись с колоссальными проблемами. Дело в том, что не существует стандартного образца непрерывного прибора учета, на каждый источник необходимо установить индивидуальный. Более того, все приборы производятся за рубежом, без монтажа, без проекта стоимость только одного из них — 4—5 млн. Мы установили один такой прибор и до сих пор не понимаем для чего», — рассказала Анна Сидорова.

По оценке экспертов, бизнес не готов вкладывать деньги и выполнять законодательство в области охраны окружающей среды в отсутствии закона об экономическом стимулировании предприятий.

«В противном случае все нормативы будут лишь фикцией. Выполнять природоохранное законодательство экономически нецелесообразно ни одному предприятию. Дешевле заплатить штраф. При существенном увеличении нагрузки на себестоимость бизнес попросту зайдет в тупик», — добавила Анна Сидорва.

Таким образом, по общей оценке экспертов, уменьшить вредные выбросы в атмосферу при нынешней экономической ситуации и существующих законах можно лишь путем сокращения производства, что повлечет за собой сокращение рабочих мест на предприятии и поступлений в региональный бюджет.

Ольга Кондрашова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.04.2013 Новое природоохранное законодательство задавит бизнес

Представители промышленных предприятий обеспокоены перспективами, которые сулят изменения природоохранного ...

12.11.2012 Не справляются: экологическая обстановка остается тревожной

Свердловская область признана одной из самых неблагоприятных в плане экологии. Кто виноват и что делать, сегодня за ...

09.11.2012 Дорогие отходы

Свердловская область признана одной из самых неблагоприятных в плане экологии ...

06.06.2012 И трава не расти: Свердловская область закрепилась на дне экорейтингов

Экологическая ситуация в Свердловской области из года в год ухудшается ...

24.06.2010 Министерство природных ресурсов Свердловской области: Существующая система нормирования выбросов позволяет металлургическим производствам устанавливать «удобные» уровни воздействия на окружающую среду

УрБК, Екатеринбург, 24.06.2010. «Из-за существующих пробелов в действующем экологическом законодательстве мы сегодня ...