Национально-культурная автономия татар против национальной розни
Национально-культурная автономия татар Свердловской области, председателем которой был избран М.М.Шарафулин, создала экспертную рабочую группу по разработке концепции противодействия разжигания межнациональной розни. Эта тематика остро стоит в регионе и традиционно связана с деятельностью радикальных экстремистских религиозных организаций. Поэтому, говоря об урегулировании межнациональных конфликтов, необходимо учитывать, прежде всего воспитание веротерпимости и правильного мирного понимания религии своих предков.
Организация регулярного взаимодействия экспертов и формирование состава группы проходило на протяжении последних четырех лет. НКАТ (СО) объединил религиозных и светских общественных деятелей, в том числе юристов, политологов, философов и граждановедов. Основной тематикой первой сессии группы стала профилактика веротерпимости. Поиск эффективных мер по развитию межкультурного диалога начался с проработки сферы образования.
Не секрет, что подготовка к преподаванию религиозных обязательных предметов в школах и практика их введения в виде дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» имели неожиданные результаты. Сам факт необходимости для родителей осуществлять жесткий выбор, какую религию особенно углубленно должны изучать дети, обострил проявления межконфессиональной нетерпимости. Появились опасения, что если раньше экстремисты вербовали в свои ряды детей от 16 лет, то теперь этот процесс мог начаться с новой силой, вовлекая детей более раннего возраста. Когда классы оказались расколоты, и ребенок внезапно начинал задумываться, что его сосед по парте – иноверец, школьные хулиганские драки стали носить религиозный характер. Конфликты на почве четкого размежевания учеников стали уравновешиваться родителями выбором в сторону нейтрального предмета — светской этики. Атеизация детей не устроила многих представителей религий России. Даже глава титульной религии России Патриарх Кирилл в своих публичных выступлениях поставил вопрос о недостаточном количестве семей, выбирающих основы православия, призывая родителей опомниться. А представители нетитульных религий в субъектах стали актуализировать практическую иллюзорность выбора, поскольку даже в случае предпочтения буддизма, количество и качество преподавателей явно оставляли желать лучшего.
На этой волне кристаллизовалась необходимость альтернативных решений. На площадке НКАТ (СО) стала активно формироваться концепция духовно-светского образования. Подчеркнем, что речь в ней не идет о средних образовательных учреждениях и попытках школьного реформирования. Как раз наоборот, авторы концепции предлагают рассмотреть возможность переноса содержательной части духовного воспитания от светских учреждений в духовные. Живя в светском государстве, дети должны получать светское образование. В то же время вопросы религии, веры, воспитания гармоничной личности невозможны без знания культур, традиций, убеждений своих соотечественников. Бесспорно, обучение детей этим знаниям должно носить характер обязательного предмета как для православных, так и для мусульман, иудеев, католиков, евангелистов и других представителей более 200 религиозных направлений России, а также, что немаловажно, для детей из семей атеистов. Поэтому светская этика в сочетании с преподаванием основ традиций и религий поддерживается обществом.
Углубленное изучение веры национальных групп и религиозных сообществ уместно только в рамках соответствующих аккредитованных религиозных и национальных учреждениях. Это могут быть приходские школы или медресе, средние и высшие религиозные учебные заведения, образовательные программы при национальных автономиях, просветительская деятельность религиозных деятелей. В этом отличие концепции духовно-светского образования от прошедшей школьной реформы.
Краеугольным камнем Концепции НКАТ (СО) являются вопросы создание сети высших духовных учебных заведений, выпускающих священнослужителей. Относительно православия эта идея новой не кажется, и существуют исламские учебные заведения в Кавказских республиках. Но количество и уровень государственной поддержки заметно отличается между титульными и нетитульными религиозными учреждениями. А вузы, готовящих в России деятелей иудаизма, католицизма, протестантизма, буддизма, в принципе найти крайне сложно.
Национально-культурная автономия татар Свердловской области выступает за формирование развитой сети высших духовных учебных заведений, ориентированных, прежде всего на адаптацию религий к жизни светского многонационального государства. Именно в нашей стране нужны специалисты по созданию правильного терпимого восприятия народами друг друга. Выпускники должны ориентировать верующих на межкультурный диалог, быть примером понимания и взаимозависимости граждан.
Наличие в достаточном объеме священнослужителей, получивших образование в России, а не подготовленных в зарубежных странах с иным государственным устройством и государственными интересами, снизит влияние организаций экстремистского толка. Намного сложнее станет вербовать последователей из числа российских студентов, живущих в городах со смешанным населением, имеющих друзей других национальностей, чем из числа тех, кто проходит обучение изолированно вдали от родины.
Создание равных условий государственного финансирования высших учебных заведений разных конфессий сбалансирует ситуацию, при которой де-юре проживающие в многонациональном государстве граждане, представители национальных меньшинств, де-факто находятся на положении людей «второго сорта». Ведь не секрет, что национальные телепередачи, организации, учреждения дотируются из бюджетов регионов по остаточному принципу и имеют тенденцию к самозащите — преобразованию в клубы обиженных меньшинств. Именно отсутствие ощущаемой гражданами, представителями национальных групп, государственной политики подталкивает их к агрессии.
Создание системы толерантного воспитания граждан на уровне государственной политики, но без клерикализации, то есть без государственного финансирования или приоритета одной религии — способствует установлению мира в обществе. Государство должно формировать комфортную среду, но не являться прямым проповедником. Идеи изучения особенностей культур разных народов России понятны и принимаются гражданами. Но именно факт преподавания религий преждевременно, несформировавшимся личностям, в средних классах в сочетании с механизмом размежевания и некачественного преподавания и привел к естественному отторжению. Наличие специалистов, готовых факультативно работать с детьми при религиозных учреждениях и к тому же являться наставниками взрослым, предлагая трактовку своих религиозных догм с позиции уважения иноверцев, — сформирует среду сбалансированного религиозного воспитания, а не агрессивную, не оголтело клерикальную и не атеистическую.
Сама концепция на данный момент находится в процессе юридического анализа и доработки. Рабочая группа при Национально-культурной автономии татар Свердловской области планирует предложить ее окончательный вариант для широкого общественного обсуждения и передать на рассмотрение региональным властям. Тематика следующей сессии рабочей группы, согласно информации источника из НКАТ, будет связана с вопросами внутренней миграции и адаптации граждан.