Последние месяцы на рынке фотографических услуг Екатеринбурга были отмечены закрытием сразу двух крупных фотостудий — «Прайм Проджект» и «Авиафото». Оба проекта отличала схожая модель ведения бизнеса: основным источником дохода студий была сдача помещений и реквизита в почасовую аренду фотографам. Причиной закрытия, очевидно, являются финансовые трудности проектов. Наблюдатели даже склонны говорить о кризисе самой бизнес-концепции. Впрочем, это не мешает появлению в городе новых фотостудий, ориентированных на предоставление помещений и оборудования сторонним специалистам.
О закрытии одной из крупнейших в Екатеринбурге фотостудии «Прайм Проджект» ее руководитель Сергей Преображенский сообщил в сообществе в социальной сети «Фейсбук». По его словам, работа проекта завершается 1 марта 2013 года. Сейчас студия распродает имеющееся оборудование и реквизит. Получить комментарии у владельца студии агентству не удалось. Однако наблюдатели, следящие за екатеринбургским фотографическим сообществом, не исключают, что за закрытием «Прайм Проджекта» могут стоять проблемы с арендой помещений. Студия располагается в самом центре Екатеринбурга, в особняке по адресу Розы Люксембург, 20. Вполне возможно, что собственники здания решили перепрофилировать его или даже использовать эту территорию в иных целях.
Чуть раньше практически одновременно прекратила работу другая фотостудия — «Авиафото». По словам руководителя студии Георгия Сапожникова, причиной закрытия стало повышение арендных ставок, сделавшее бизнес убыточным.
«Студия находилась далеко от центра города. Мы арендовали помещение на льготных условиях, взамен делали фото для аэропорта. Но недавно руководство отказалось от наших услуг и нам были предъявлены общие условия аренды. Мы их просто финансово не потянули. Сдача помещений в аренду другим фотографам для нас стала убыточной. Ведь рыночная цена аренды фотостудии — 300—500 руб/час. Она просто не покрывает расходы. Но если поднять ставку, то люди к нам просто не пойдут», — объясняет Георгий Сапожников.
Обе закрывшиеся студии объединяла общая бизнес-модель: основной доход их владельцы получали за счет сдачи в аренду помещений и оборудования сторонним фотографам. В среднем, стоимость аренды колебалась от 300 до 1 000 руб. за час. «Прайм Проджект» предлагал своим клиентам абонементы на многократные съемки стоимостью до 15 тыс. руб.
Впрочем, эксперты рынка сходятся в том, что подобный бизнес сложно назвать высокорентабельным. Даже при высокой загруженности студии (что бывает далеко не всегда) полученных денег чаще всего не хватает для оплаты аренды. В результате такие проекты неизбежно обрастают «побочными» бизнесами, такими как организация мастер-классов, фотошколы, организация фототуров. Однако, как показывает практика, даже они не обеспечивают бизнесу уверенность в завтрашнем дне и финансовую стабильность.
По мнению участников рынка, главная причина такого положения вещей — не проблемы бизнес-модели, а высокая конкуренция и демпинг на рынке.
«Сама по себе идея фотостудии, обслуживающей фотографов и сдающий им помещения в аренду, правильная. Фотограф должен фотографировать, а все остальные заботы — содержание студии, бухгалтерию, привлечение клиентов, «раскрутку» — нужно переводить на аутсорсинг. Это здоровая и правильная бизнес-модель. К сожалению, у нас она практически нигде не реализуется. Одна из причин этого — демпинг. На нереально низком уровне цены держат студии, существующие на рынке не более полугода. За это время они разоряются, но успевают обвалить цены и убить конкурентов. Сегодня подобные конторы растут как грибы после дождя», — отмечает Георгий Сапожников.
Схожего мнения придерживается и экс-владелица фотостудии Даниэла Верцбергер.
«У меня была своя студия в центре Екатеринбурга. Когда я ее создавала, то надеялась, что там смогу заниматься «высоким искусством» — качественной высокобюджетной съемкой. Съемки получались дорогими, для каждой строились отдельные сложные декорации, был очень большой цех реквизита. Но в определенный момент стало понятно, что проект не окупается. Причина — конкуренция со стороны низкобюджетных фотографов и «дешевых» студий, которые можно оборудовать за один день и 1 тыс. долларов. Они могут себе позволить демпинговать, ведь все их затраты — бумажный фон 2—3 цветов и человек, который вчера взял в руки фотоаппарат и получает 300 руб. в день. Стоимость съемки в таких студиях — 3 тыс. рублей. В студии, подобной моей, съемка, с учетом профессионального оборудования и обработки, обходится порядка 15 тыс. рублей. И профессионалы проигрывают эту битву дилетантам, студии разоряются», — рассказывает Даниэла Верцбергер.
По словам эксперта, единственной возможностью «прокормить» студию является большой поток дешевых заказов, одноразовые клиенты и агрессивная рекламная политика, в основном, в соцсетях. Но и при этом регулярную прибыль проектам никто не гарантирует.
Впрочем, финансовые риски не мешают появлению в Екатеринбурге новых студий, намеревающихся работать в той же рыночной нише. Примером может служить открывшийся в январе проект «Grande», расположившийся в здании Свердловской киностудии. Один из ее создателей Михаил Некрасов считает, что продвигаемая им бизнес-модель будет успешна за счет максимальной диверсификации бизнеса.
«Если студия принадлежит одному фотографу, то выжить ей трудно. Добиться окупаемости и даже прибыли можно за счет увеличения потока клиентов, постоянной загруженности помещения. В нашей студии есть визажист, три фотографа, люди, занимающиеся «раскруткой» в Интернете. Каждый занимается своим делом. Чтобы помещения не простаивали, мы сдаем их сторонним фотографам. В комплексе это должно приносить достаточное количество средств», — рассказывает Михаил Некрасов.
При этом фотограф полагает, что «отбить» затраты и выйти на самоокупаемость его проекту удастся достаточно быстро, не смотря на заметные первоначальные инвестиции. Сможет ли новый проект занять освободившуюся рыночную нишу и добиться успеха там, где потерпели неудачу многие аналогичные начинания, покажет время.