Местные бюджеты смогут получать дополнительно до 385 млрд руб. в год. Укрепление казны муниципалитетов будет происходить в два этапа. На первом планируется укрепить бюджеты за счет акцизов на бензин и топливо, отмены льгот на имущество физлиц и земельного налога. На втором местные «кубышки» сбалансируют за счет поступлений от упрощенной системы налогообложения и транспортного налога.На данный момент большая часть российских муниципалитетов обладает крайне низким уровнем собственных доходов. В совокупности поступления от местных налогов составляют менее 10% от всех доходов местных бюджетов (4,8% от земельного налога и 0,2% от налога на имущество физлиц). Это приводит к дисбалансу муниципальной казны: к примеру, в 2011 году фактические расходы местных бюджетов составили 4,9 трлн руб. (8,1% к ВВП), при этом доходы оцениваются в 3 трлн руб.
Для того чтобы решить проблему низкой обеспеченности местных бюджетов, Минфин подготовил двухэтапную программу помощи. Первый этап рассчитан на 2012—2014 годы и позволит пополнять казну поселений, муниципальных районов и городских округов дополнительно более чем на 140 млрд руб. в год. Сюда входят дополнительные поступления от патентной системы налогообложения (1 млрд руб. в год), от использования и продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена (дополнительные 15,6 млрд руб. в год).
Около 1,3 млрд руб. даст зачисление в местные бюджеты в полном объеме единого сельхозналога, 3,8 млрд руб. — зачисление 15-процентной платы за негативное воздействие на окружающую среду, 3 млрд руб. — меры по оптимизации изъятий по земельному налогу, 1 млрд руб. — зачисление штрафов за нарушение муниципальных нормативных правовых актов. Местные бюджеты существенно (на 41,9 млрд руб.) смогут пополниться за счет передачи акцизов на нефтепродукты в муниципальные дорожные фонды — не менее 10% от поступлений в консолидированный бюджет региона. Еще 17 млрд руб. может дать поэтапная отмена льгот по местным налогам (налогу на имущество физлиц и земельному налогу). А введение местного налога на недвижимость (должен заменить земельный налог и налог на имущество физлиц и рассчитываться исходя из рыночной стоимости) позволит увеличить доходы местных бюджетов на 55,75 млрд руб. в год.
Однако идея с введением местного налога на недвижимость откладывалась уже неоднократно. «Местный налог на недвижимость — научная фантастика. Вероятность его появления к 2014 году крайне низка», — говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров. А вот поэтапная отмена льгот по местным налогам может принести даже больше заявленных цифр, считает он.
Однако даже эти поступления — капля в море, не соглашается директор региональной программы НИСП Наталья Зубаревич. «Уровень дотационности местных бюджетов высокий. Для городских округов — около 40%, муниципальных районов — более 60%. Масштаб дотационности — порядка 1,5 трлн руб. Что дают эти поступления, наглядно видно», — добавляет г-жа Зубаревич.
Впрочем, реализация второго этапа (2015—2018 годы) по замыслу чиновников должна продемонстрировать еще более глобальные результаты — около 243,9 млрд руб. дополнительных доходов в год. Так, в размере 52,3 млрд руб. запланированы дополнительные доходы от транспортного налога, уплачиваемого физлицами, еще 66,7 млрд руб. в год должны приносить зачисления до 35% доходов от применения упрощенной системы налогообложения (в бюджет поселения планируется направлять до 15% доходов, муниципального района — 20%, городской округ — 35%). Еще 124,9 млрд руб. предлагается направить в бюджеты поселений за счет перечисления 5% НДФЛ от обязательно передаваемых муниципалитетам 20% НДФЛ (в зависимости от численности населения).
Прочитать материал полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/12/18/focus/562949985349818