Автомобильные пробки — это, с одной стороны, неизбежное зло для Екатеринбурга как компактного города, который в последние годы пережил бурную застройку и автомобилизацию. С другой стороны, нередко пробки создаются искусственно: из-за бездействия ГИБДД, неразумных мер во время ремонта дорог и чересчур плотной застройки, а также по вине водителей, многие из которых не блещут культурой вождения. Тем не менее, строительство новых развязок необходимо, хотя, отмечают эксперты, по большему счету бесполезно.
Одним из напряженных транспортных узлов Екатеринбурга не первый год остается перекресток Московская-Объездная. Это одна из самых важных автомобильных артерий города, которая позволяет относительно быстро выехать из центра за городскую черту либо по объездной дороге доехать в некоторые «спальные» районы: Академический, Ботанический, Вторчермет, Юго-Западный. Однако высокая интенсивность движения привела к необходимости организовать безостановочное движение, построив развязку.
Подготовка к ее строительству началась не так давно. Строители переносят инженерные сети и коммуникации, препятствующие возведению развязки, и для этого им пришлось частично перекрыть движение. Из-за плотного автомобильного потока это серьезно осложнило ситуацию, особенно в час пик.
Примечательно, что работы начались, несмотря на прямое указание указание губернатора Евгения Куйвашева, который еще в июле настоятельно потребовал сначала обустроить объезд строительства и только после этого перекрывать движение на развязке. Однако руководство города решило, что частичное перекрытие для подготовки к строительству к этому не относится и все же решило начать работы, обрекая автомобилистов стоять в пробках. На прошлой неделе представители городской власти не смогли прокомментировать ситуацию, однако позднее, 7 декабря, заместитель главы города по вопросам благоустройства и транспорта Евгений Липович сказал, что организован план временных дорог и отметил, что есть «достаточно много работ, которые можно выполнять именно в зимний период времени».
Однако представители автообщественности считают, что для снижения напряженности было бы логичнее провести работы немного по другой схеме.
«Учитывая, что через Объездную идет большой поток транзитного транспорта, логично было бы сначала соединить ЕКАД и Челябинский тракт, а затем уже что-то перекрывать в центре города. Сейчас в связи с этим небольшими перекрытиями на неполном кольце созданы очень большие затруднения: весь транзитный транспорт пошел в объезд», — сказал УрБК представитель комитета по защите прав автомобилистов Максим Едрышов.
Кроме того, отмечает автоэксперт, строительство развязки любой конструкции потребует перекрытия движения, поэтому водителям стоит набраться терпения, чтобы потом ездить по нормальной дороге. К тому же сейчас прямого объезда просто не существует, а те, что есть, уже и так забиты, добавляет Максим Едрышов.
Насколько ухудшится ситуация с началом строительства, эксперт сказать не берется.
«Сложно сказать, насколько усилятся пробки с началом строительства, но уже сейчас в часы пик на этом узле большая нагрузка и любое сужение многократно увеличивает пробки», — отметил Едрышов.
Напомним, проект предусматривает строительство автоэстакады, по которой пройдет проезжая часть Объездной дороги. Улица Московская останется в нижнем уровне и будет заглублена вниз, то есть пройдет под эстакадной частью развязки. Появление развязки должно существенно снизить транспортную напряженность в прилегающем районе и облегчить выезд в направлении юго-западной части города, сообщает официальный городской портал.
Однако, по мнению других представителей общественности, минус будущей развязки в том, что она фактически не учитывает интересов пешеходов и велосипедистов, однако сделать иначе не так уж и трудно.
«Сейчас интересы велосипедистов и пешеходов никак не учитываются. Но это можно сделать, заложив проколы под насыпями лепестков, через которые можно будет впоследствии проложить пешеходные и велосипедные дорожки. То есть сделать это можно, но нужно внести корректировки сейчас. С городской администрацией на эту тему я пока не связывался, но когда уже есть проект, то менять что-либо сложно. Возможно, они в любом случае не согласятся, но технически это реализуемо», — сообщил УрБК архитектор и урбанист Владимир Злоказов.
Эксперт отмечает, что программа «Столица» — автомобилецентричная вещь, средства которой к тому же будут расходоваться не слишком рационально. Так, в следующем году в городе будут расширять около двадцати перекрестков, но, считает урбанист, это сугубо косметическая мера, которая будет иметь эффект от силы год, но затем, при большем количестве автомобилей, все придет к той же самой ситуации, которая есть сейчас. Более рациональным, по мнению эксперта, было бы направить средства на развитие общественного транспорта.
«Люди, которые дают прогнозы, что благодаря строительству развязок проблема пробок будет решена, либо просто неумны, либо специально вводят в заблуждение. Ни один город в мире не решил проблему пробок строительством дорог. Массовое перемещение людей на автомобилях без пробок в принципе невозможно обеспечить. Более того, все попытки приспособить город под автомобиль делают его крайне неудобным для жизни. Про города, в которые пытались так решить проблему транспорта строительством дорог, урбанисты часто говорят: «Города, в которых удобно ездить, но куда не хочется приезжать». Благодаря своим усилиям по развитию дорог Екатеринбург как раз может стать городом, куда не хочется приезжать и где не хочется жить», — заключил Злоказов.
Обобщая мнения экспертов, можно сделать вывод, что в ближайшее время транспортная ситуация едва ли станет лучше, поскольку для руководства города приоритетным остается освоение выделяемых средств, а не интересы горожан.
Андрей Пермяков