В этом году «Уральский рабочий» несколько раз обращался к проблеме горячего водоснабжения Каменска-Уральского. В настоящее время ситуация обострилась настолько, что на днях главе города пришлось проводить на эту тему внеочередное заседание совета общественной безопасности. Парадокс в том, что как раз общественность и стала источником опасности для коммунальной инфраструктуры города, в первую очередь — для управляющей компании «Дирекция единого заказчика». Горожане завалили УК заявлениями, требуя перерасчета за поставку горячей воды ненадлежащего качества. Небывалую потребительскую активность стимулировало судебное решение, инициированное специалистами местного отдела управления Роспотребнадзора.
Санитарные врачи предоставили суду доказательства, что текущая из кранов мутноватая жидкость не соответствует гигиеническим нормам, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ. СанПиНы однозначно требуют от поставщиков обеспечивать потребителей горячей водой питьевого качества. Исетская вода, которой испокон веку снабжается Каменск-Уральский, даже после химической очистки таковой не является. И это дало основания специалистам Роспотребнадзора выступить в защиту неопределенного круга потребителей в суде.
Положительное судебное решение позволяло горожанам взыскать с управляющей компании суммы, переплаченные за некачественную коммунальную услугу в марте — июне 2011 года (к этому периоду относились предоставленные истцом материалы). УК, в свою очередь, вправе была вчинить регрессный иск поставщикам некачественной воды.
Но процесс забуксовал в самом начале. Городские власти сделали все возможное, чтобы локализовать его, ибо понимали: девятый вал взаимных претензий способен обрушить всю коммунальную инфраструктуру города. Чтобы очистить исетскую воду до питьевого качества или ввести альтернативный источник водоснабжения, требуется вложить полтора годовых бюджета Каменска-Уральского.
Этот аргумент главным образом и использовали представители мэрии, объясняя горожанам, почему им следует набраться терпения и воздержаться от материальных претензий к управляющей компании. Управленцы же действовали грубо и цинично: отключили горячую воду в доме, житель которого одним из первых подал заявление о перерасчете. И указали в объявлениях фамилию правдоискателя: мол, это по его милости вы, уважаемые соседи, остались без коммунальной услуги.
Возмущенный гражданин обратился в «Уральский рабочий», требуя пресечь шантаж со стороны коммунальщиков. После вмешательства прессы провокационные объявления на подъездах «мятежных» домов вскоре исчезли, но подход к решению проблемы остался прежним. Претензии у горожан, хоть и со скрипом, но принимают, но впредь предлагают определиться: либо пользоваться той водой, какая есть, не претендуя на корректировку платежей, либо вообще отказаться от горячего водоснабжения.
Точка зрения городской администрации, которую озвучил на заседании совбеза первый заместитель мэра Алексей Шмыков, практически совпадает с позицией коммунальщиков. «Сегодня перерасчеты производятся управляющей компанией из текущих платежей за ресурс. УК недоплачивает теплоснабжающей компании, та — энергетикам и химводоочистке. Копятся долги, банкротство одного предприятия из этой цепочки приведет к тому, что горячее водоснабжение вообще прекратится. Возобновить подачу горячей воды в зимних условиях, когда трубы промерзнут, будет проблематично».
Глава города Михаил Астахов тоже считает, что «не только власть, но и сами горожане должны проявить ответственность и осознать, к каким последствиям может привести исключительно потребительский подход к предоставлению коммунальных услуг».
Получается, что специалисты Роспотребнадзора, вставшие на защиту прав потребителей, шагнули не в ногу? Каково им чувствовать себя в роли диверсантов, готовых пустить под откос все коммунальное хозяйство города?
— Мы действовали строго в рамках закона, который обязывает коммунальщиков оказывать потребителям услуги надлежащего качества, — говорит заместитель главного санитарного врача Каменска-Уральского Альягуль Чарипова. — Санитарные нормы и правила, требующие поставлять горячую воду питьевого качества, приняты три года назад. Но ни органы местного самоуправления, которые, согласно 131 федеральному закону, несут ответственность за горячее водоснабжение, ни коммунальные предприятия никак не это прореагировали. И только когда состоялось судебное решение, когда потребители стали требовать перерасчета, пошло какое-то движение.
Пока каменская администрация продвинулась не слишком далеко. Проект модернизации горячего водоснабжения в зачаточном состоянии. Единственно, с чем местные чиновники управились оперативно, — утвердили временные нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в горячей воде. Понятно, что чище от этого она не стала, зато можно считать ее условно годной к использованию — хотя бы для технических нужд. Мыть посуду и принимать душ гигиенисты в любом случае не советуют, но вредные последствия водных процедур нужно доказывать документально, а такая экспертиза стоит немалых денег. Понятно, что ни муниципалитет, ни коммунальщики не заинтересованы в таких исследованиях, ибо результат вполне предсказуем.
Кстати, поставщики горячей воды утверждают, что горожане платят за нее как за технический ресурс, санитарные врачи уверены, что это не так. Обращение в Региональную энергетическую комиссию ясности не внесло, так что этот вопрос остается открытым для жителей Каменска-Уральского, и мы обещаем разобраться с ним в дальнейшем.
В чем нельзя не согласиться с руководителями Каменска-Уральского: проблема некачественного горячего водоснабжения отнюдь не местечковая. По данным областного управления Роспотребнадзора, на Среднем Урале лишь отдельные населенные пункты обеспечены горячей водой питьевого качества, но ни один промышленный город не входит в их число.
Каменску-Уральскому «не повезло» в том смысле, что именно здесь, благодаря принципиальности санитарных врачей, создан прецедент, который заставит озаботиться этой проблемой и руководителей других территорий.
Прочитать материал полностью:
http://www.uralsky-rabochi.ru/society/5898/